Платформа

El hoyo

2019, Испания, ужасы, фантастика, триллер

Несколько человек просыпается в некой многоэтажной подземной тюрьме, в которую они попали добровольно. На каждом уровне находятся двое заключённых, а сколько всего уровней — неизвестно. Все этажи связывает между собой общий колодец, через который раз в день опускается платформа с едой. На ней — немыслимое количество блюд, но чем ниже живут заключённые, тем меньше шансов, что они что-то получат.

Режиссёр
Гальдер Гастелу-Уррутия
Продюсеры
Анхелес Эрнандес, Елена Газало, Карлос Хуарес, Давид Матаморос, Рэкуэл Переа
Актеры
Иван Массаге, Сорион Эгилеор, Антония Сан Хуан, Эмилио Буале, Alexandra Masangkay, Zihara Llana, Марио Пардо, Альгис Арлаускас, Txubio Fernández, Eric Goode
Платформа

Для просмотра фильма войдите или зарегистрируйтесь,
через социальные сети или email:

Галерея

Актеры 21

Съемочная группа 35

Давид Десола
Сценарист, Screenstory
Педро Риверо
Сценарист
Карлос Хуарес
Продюсер, Исполнительный продюсер
Ракель Переа
Исполнительный продюсер, Production Режиссёр
Иньяки Алонсо
Sound Монтажер, Sound Mixer
Azegiñe Urigoitia
Постановщик, Художник по костюмамer
Рауль Кампос
Post Production Supervisor, Color Grading
Elena Ruiz
Монтажер
Kepa Koldo de Orbe
Историяboard
Aránzazu Calleja
Композитор оригинальной музыки
Jon D. Domínguez
Оператор-постановщик
Елена Госало
Associate Продюсер
Ángeles Hernández
Co-Продюсер
Asier Abio
Second Assistant Режиссёр
Joshua Durán
Sound Recordist
Iratxe Sanz
Assistant Художник по костюмамer
Eduardo González Mon
Освещение
Йон Хихон
Construction Coordinator
Иван Бэтти
Production Manager
Iñaki Madariaga
Visual Effects
Yago Garbizu
Assistant Режиссёр
Jaione Daubagna
Script Supervisor
Miriam Gullón
Makeup Artist
Unai Giménez
Boom Operator
Марио Кампой
Special Effects Supervisor
Айрин Рио
Special Effects Supervisor
Irene Zamacona
Prosthetic Designer
Octavio González
Кастинг
Borja Canibe
Assistant Camera

Рекомендуем 20

Ирландец
2019, США, Криминал, Биографический, Драма
Птичий короб
2018, США, Ужасы, Фантастика, Триллер, Драма
Мы
6.3 Мы
2019, США, Ужасы, Триллер
Однажды в… Голливуде
2019, Великобритания, Драмы, Криминал, Триллеры
Неогранённые драгоценности
2019, США, криминал, триллер, драма, комедия, детектив
Джокер
2019, США, триллер, драма, криминал
Брачная история
2019, США, драма, мелодрама, комедия
Паразиты
2019, Корея Южная, триллер, драма, комедия
Доктор Сон
2019, США, ужасы, фэнтези, триллер, драма
Маяк
2020, США, Ужасы, Фэнтези, Детектив, Драма
Кролик Джоджо
2019, США, Военный, Комедия, Драма
В высокой траве
2019, Канада, ужасы, триллер, фэнтези
Солнцестояние
2019, США, ужасы
1917
7.9 1917
2020, США, Военный, Исторический, Драма
Достать ножи
2019, США, триллер, драма, комедия, криминал, детектив
Два Папы
2019, США, драма, комедия, биография
Путь: Во все тяжкие. Фильм
2019, США, драма, криминал
Перелом
2019, США, триллер
Человек-невидимка
2020, США, ужасы, фантастика, триллер, детектив
Утраченный дом
2020, Испания, драма

Похожие 21

Метрополис
1927, Германия, Драма, Триллер, Фантастика
Странные дни
1995, США, Боевик, Триллер, Фантастика
Дыши со мной
2003, США, Фантастика, Блокбастер, Боевик, Триллер
Терминатор: Да придёт спаситель
2009, США, Боевик, Триллер, Фантастика
Матрица
1999, США, Боевик, Фантастика
Матрица: Перезагрузка
2003, США, Боевик, Фантастика
Юные Титаны
2003, США, Аниме, Боевик, Мультфильм, Приключения, Сериал, Триллер, Фантастика, Фэнтези
Матрица: Революция
2003, США, Боевик, Фантастика
Сабрина — маленькая ведьма
1996, США, Комедия, Семейный, Сериал, Фэнтези
Я, робот
2004, США, боевик, фантастика, триллер, детектив, драма, криминал
Призрак в доспехах
1995, Япония, аниме, мультфильм, боевик, фантастика, триллер, детектив
Разрушитель
1993, США, Криминал, Фантастика, Боевик, Триллер
Яблочное зёрнышко
2004, Япония, аниме, мультфильм, боевик, фантастика
Девять
2009, США, Боевик, Мультфильм, Фантастика
Судья Дредд 3D
2012, США, Боевик, Криминал, Фантастика
Безумный Макс: Дорога ярости
2015, США, Боевик, Приключения, Фантастика
Терминатор: Генезис
2015, США, Приключения, Фантастика, Блокбастер, Боевик, Триллер
Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I
2014, США, боевик, фантастика, триллер, приключения
Страховщик
2014, США, Боевик, Триллер, Фантастика
Бегущий по лезвию 2049
2017, США, фантастика, триллер, детектив, драма
Апгрейд
2018, Австралия, Криминал, Фантастика, Детектив, Боевик, Триллер

Отзывы к фильму 6 из 10

Ваша оценка
Напишите хотя бы пару слов о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

О «Платформе» сказано уже многое. Специфичный, претенциозный, противоречивый, но концептуально стильный и аутентичный фильм. Один из тех фильмов-хамелеонов (типа «Вивариум», «Сквозь снег»), понимание и трактовка которых больше зависит от мировоззрений зрителя, нежели от идей и аллегорий, заложенных авторами (Гальдер Гастелу-Уррутия, Давид Десола, Педро Риверо).

Завязка следующая. Место действия — некое строение под названием «Яма». Яма представляет собой многоуровневую однокомнатную конструкцию без входа и выхода, но с отверстием посреди пола и потолка, через которое в комнату раз в сутки спускается плита с едой — платформа. Сколько всего уровней (этажей) — неизвестно. Главный герой Горенг (Иван Массаге) просыпается на уровне 48 вместе со своим сожителем Тримагаси (Сорион Эгилеор). Сосед, живущий в яме уже 10-ый месяц, объясняет, что им повезло оказаться в «золотой середине» — на низком уровне велика вероятность голодной смерти, так как еды на платформе не остается (её съедают постояльцы верхних уровней), на верхнем уровне от достатка еды и, вследствие, бесцельного существования можно сойти с ума. Раз в месяц положение постояльцев ямы меняется случайным образом, и как знать какой уровень достанется в этот раз — может 171-ый, а может 6-ой?

Фильм философичен и метафоричен, даже слишком. При желании здесь можно выделить несколько смысловых направлений, каждое из которых можно мусолить до бесконечности. Для краткости остановимся на самом простом и очевидном что ли — социально-экономическом месседже.

Фильм есть модель современного капитализма в извращённой форме. В плохом смысле система капитализма — это экономическое обрамление дарвиновской эволюции, главной движущей силой которой является человеческая жадность по отношению к капиталу/ресурсу. Яма в «Платформе», собственно, и есть та система, еда — это капитал, жадность — жадность; всё на месте. Но не этим ограничивается изображение капиталистического уклада.

Интересно в данном контексте появление нового соседа Горенга — женщины Имогири (Антония Сан Хуан). Она представитель Администрации Вертикального центра самообслуживания (официальное название ямы), т. е. элита. Есть известное выражение «кто владеет информацией — тот владеет миром», которое в хорошем капитализме можно окрасить новым смыслом — информация дает знание, которое может решить проблему. Но пример Имогири (утверждающей, что уровней не более 200, а детей моложе 16-ти лет в яму не отправляют) показывает, что Администрация не знает, или не хочет знать, что и как реально обстоят дела, в каком соке варятся «улиточки»; у Администрации «нет никакой совести». Правда о низах элите не нужна, ведь система и так работает, да и информационный вакуум внутри самой системы способствует её процветанию в текущем виде. И никаких проблем нет. Владеть информацией в кривом капитализме нужно, чтобы только владеть системой и капиталом.

Другой аспект месседжа — социальная тема: фильм есть отражение иерархии нашего общественного устройства и социального неравенства, и одновременно с этим это эксперимент на оную тему. Исходное положение человека в обществе задается рандомом — он не выбирает, где ему родиться, в семье богача или бедняка. Так и в фильме текущий уровень в яме — абсолютно стохастический фактор. Но если в жизни положение на социальной лестнице в 99% случаях в целом стабильно, то в фильме оно очень динамично. Здесь авторы, наверное, и задаются вопросами. Как в таких условиях меняется природа, поведение человека? Его отношение к другому человеку? К ресурсам? К обществу? Как трансформируется общество, и трансформируется ли оно вообще? А если добавить условие жёсткой ограниченности ресурсов, что тогда?

Тогда фильм превращается в экранизацию «трагедии общинных ресурсов» — гипотетическую задачу из теории игр — которая в нарративе фильма реализуется в виде проблемы голода на Земле, да и общей перенаселённости планеты. При этом фактический масштаб трагедии неизвестен (не факт, что исходное количество еды удовлетворило бы каждую «улиточку», плюс помним про отсутствие информации у самих «улиточек»). Возможно, тезис звучит излишне пафосным, Но и решение проблемы предлагается порой слишком пафосным.

Какие есть варианты? Правильный капитализм — нет. Инвариантный динамичный социальный лифт, результатом которого будет настоящий коммунизм — нет. Гуманизм, или «спонтанное чувство солидарности» — возможно, но очень маловероятно (наверное, возникает раз в 8 лет, учитывая слова Имогири), да и то в форме «донкихотной» революции («счастье обладателя богатств заключается не в том, чтобы владеть ими, а чтобы расходовать и расходовать с толком»). А может просто божественный промысел — Горенг как мессия, и оружие его «слово, а не сила», и результат Символ (в таком контексте любопытной выглядит отсылка к числу 666, и отождествление ямы как особой формы ада). Так или иначе, окончательный ответ остаётся за зрителем. Очевидно же.

«Платформа» гениальна по подаче и по своей неоднозначности/многомерности. Здесь даже не важно, правильно ли понята истинная мысль авторов, или нет, важно, что фильм заставляет думать и анализировать, провоцирует зрителя эмоциональным или физиологическим шоком. Настоящее произведение своей эпохи.

Очень много слышала об этом фильме, но долго не могла решиться посмотреть. И вот наконец это произошло. Сюжет переносит нас в некое многоуровневое здание, количество этажей которого неизвестно. Раз в день с крайнего верхнего уровня вниз спускается платформа с едой. На пару минут. За это время нужно успеть поесть. Проблема в том, что чем ниже уровень, тем меньше еды на столе, хотя изначально её должно было хватить на всех. Почему так?

Всё дело в том, что раз в месяц людей переселяют между этажами, и каждый в итоге имеет шанс побывать и на верхних этажах, где еды всегда много, и в середине, и внизу, куда платформа приходит пустой. Поменявшись этажами, люди не могут совладать с искушением и демонстрируют всё, что скрыли бы в себе при других обстоятельствах.

Картина невероятно сильная, страшная и жизненная, каждая метафора в ней — словно точное отражение нашего общества. Первая мысль после просмотра — человек — самое ужасное существо на планете. Фильм показывает животную сущность людей, но при этом противопоставляет человека животному. Только человек, получая доступ к пище, станет портить её для других, вымещая зло за периоды голода.

Только человек будет способен плюнуть на протянутую ему руку с просьбой о помощи. Животные кажутся в чём-то примитивнее, и кто-то скажет, да, они тоже будут рвать друг друга, если речь пойдёт о голоде и выживании — верно, но тут будет преобладать чистый инстинкт самосохранения, и никакой грязи сверху. Чего не скажешь о людях.

Испокон веков существовало социальное неравенство, и всегда были как те, кто «над другими», так и те, кто «под». И, как правило, те, кто ниже, всегда ненавидели тех, у кого «еды» больше. А те, кто были выше, с презрением относились к тем, кто «под» ними. Но не стоит забывать и о том, что порой случаются жизненные пертурбации — и те, кто был снизу, неожиданно оказывается наверху, а те, кто был сверху, низвергаются вниз. И это непременно повлияет на каждого. Фильм прекрасно это демонстрирует.

Как и то, что порой человек понимает только язык силы, а добрые люди, искренне способные на эмпатию, погибают первыми, и временами кажется, что невозможно сломать это страшное колесо реальности. Но для того, чтобы в этом мире что-то начало меняться, нужно найти в себе силы нести внутри себя свет, человечность и справедливость. Это один из ключевых посылов картины, за который можно простить ей любые её минусы.

К слову о минусах — не могу не предупредить потенциальных зрителей: в фильме довольно много неприятных глазу сцен (к примеру, есть жутковатые сцены каннибализма) и сцен жестокости. Возрастной рейтинг фильма 18+, я же не советовала бы его смотреть лицам, не достигшим 20-летнего возраста. Несмотря на мощный посыл зрителям, фильм наверняка шокирует их и оставит после титров несколько оглушёнными.

8 из 10

«Есть три типа людей — те, кто сверху, те, кто на дне и те, кто падает».

Идея фильма далеко не новая, реализация тоже не взрывает сознание и не выводит «Платформу» на новый уровень среди киноколлег («Высотка», «Эксперимент», «Куб»), ниша такой антиутопической фантастики постоянно пополняется и с удовольствием поглощается публикой.

Но сказать, что картина «проехала мимо» и не зацепила взгляда тоже будет некорректно. К тому же испанцы любят придавать определенный антураж кинопроизводству, который явно проблёскивает среди заезженного мейнстимового продукта.

Достаточно стерильная картинка с минимальным количеством атрибутов в кадре, приглушенная цветовая гамма и загадочная атмосфера — ждать быстрой динамики не стоит. Да динамики там скорее нет вообще.. Есть заключенные в подземной вертикальной тюрьме («дыра»), есть правила, которые были озвучены в начале эксперимента, остается понаблюдать какие метаморфозы будут происходить с героями и насладиться великолепными диалогами.

Первая часть фильма покажется предсказуемой — никаких твистеров, никаких сопутствующих сюжетных линий, всё действие — это наполнение «дыры». Если бы не философия героев и их безумно интересные рассуждения в вопросно-ответной форме, то зритель бы полтора часа наблюдал бетонные стены и периодически мелькающие куски человеческой плоти.

На что направлено внимание? Смысл кроется в деталях: любимые блюда героев, любимые вещи героев, их надежды и ценности. Потребности организма рокируются с такой же скоростью, как рокируются их этажи. То, без чего мы не могли прожить — уже вещи не первой необходимости, а в таких жизненных «тисках» вообще начинают считаться роскошью. То, что в начале пути казалось омерзительным через время становится жаждой.

— Зачем нужна платформа? Чтобы есть. Есть объедки тех, кто выше.

Другое дело, что такая жизненная порка — это эксперимент, дело добровольное. Зачем людям обрекать себя на сие жестокое голодное приключение, исход которого неизвестен?

«Дыра» — это некий аквариум. Этажи не имеют стен между собой, узники могут докричаться друг до друга, прокатиться вниз или показать этажам «победнее» свое отношение, испражнившись на проезжающий стол. Сколько должно пройти времени, чтобы извлечь из конструкции пользу и понять, что решение есть? Когда люди начинают договариваться? И есть ли смысл спасать тех, кто об этом никогда не задумывался?

Повествование идет плавно, порционно выдавая зрителю нужную эмоцию — чувствительным и не готовым видеть человеческие внутренности лучше закрыть глазки.

Нам предлагают пофантазировать, поразмышлять, порефлексировать, называйте как хотите, над очень неаппетитной как внешне, так и внутренне, картинкой, подводя к финалу, откровенно говоря перемудрённому и недоподанному как следует.

К концу привычная температура фильма меняется, тучи рассеиваются и вектор немного сдвигается в сторону поиска покаяния и благородных помыслов. Придется немного поплутать у себя в голове для того, чтобы поставить смысловую точку, так как режиссер оставляет это право за зрителем.

6 из 10

«Платформа» — это прежде всего очень жесткое кино. В нем на примере вымышленной ситуации в вымышленном сооружении показаны некоторые присущие любому человеческому обществу пороки. Показаны они временами в очень утрированной форме, но по сути своей очень верно. Многие из ныне живущих, наверняка, или были в подобных ситуациях, или наблюдали их со стороны. И от того, что понимаешь какая крошечная грань отделяет некоторые ситуации в реальной жизни от показанных в фильме, становится очень страшно. А представить себя на месте героев этого фильма просто нереально. Какой надо иметь запас душевных сил чтобы остаться человеком в такой ситуации и вообще, возможно ли это?

Испанский режиссер Гальдер Гастелу-Уррутия в этом фильме показывает какими становятся отношения между людьми, когда их не регулируют законы и мораль, а только единственное желание — выжить. И еще желание утолить чувство голода. Лишь немногие пытаются что-то сделать для других, остальные ведут себя значительно хуже животных. К сожалению, попытка главного героя с единомышленниками хоть как-то упорядочить жизнь узников Центра вертикального обслуживания или как ее еще называли, Дыры, столкнулась с жестоким сопротивлением с применением оружия. Фактически, фильм получился скорее призывом к революции, а главный герой больше похож не на мессию, а на вождя революции. У него налицо все признаки народного вождя. Он неравнодушен к чужим проблемам, готов действовать и не брезгует применять насилие ради благой, по его мнению, цели. Чем он в таком случае не вождь?

Концовка фильма, его символика, говорит скорее о каком-то божественном замысле авторов, но мне больше нравится версия с призывом к революции. Несколько непонятно только как оставшийся без единомышленников главный герой осуществит ее, но это будет тем не менее, более подходящий к его решительной натуре сценарий. Ну не зря же он, в конце концов, все время читал книгу о Дон-Кихоте, битва без всякой надежды на успех будет вполне в духе этого благородного рыцаря.

Гальдер Гастелу-Уррутия поставил в замысловатую ситуацию тех, кто любит модерн и концептуальность, но при этом не переносит расчлененку. С одной стороны «экранная жесть» не порадует всех и каждого, а с другой — понаблюдать за экспериментом любопытно, даже если и методы оказываются не самыми привлекательными.

Главный герой фильма — Горен, он просыпается в комнате на уровне 48, в которой имеются прямоугольные отверстия сверху и снизу. Сколько таких уровней неизвестно, через общий колодец проезжает платформа в виде стола, на ней еда, которую не съели на верхнем уровне. Если в середине «дыры» людям достаются объедки, то на нижних уровнях в течении одного месяца еда не поступает вовсе. При этом каждый месяц сидельцы в произвольном порядке меняются этажами, кому-то может повезти, а кому-то наоборот. В «дыру» — так называют это зловещее сооружение, можно взять с собой лишь один предмет, Горен берет с собой «Дон Кихота» Сервантеса, а его сосед самозатачивающийся нож.

Прежде чем оценивать смысловую нагрузку, отсылки и философию, все-таки стоит оценить саму постановку. Актерская игра особых нареканий не вызывает, со своими задачами состав справляется весьма на приличном уровне. Декораций в фильме по минимуму, они вроде как и не нужны. Другими словами, снято добротно. Но к наполнению вопросы имеются.

Сам сюжет все же теряет свою стройность и логичность ближе к концу фильма. При всей интересности интерпретаций, это та история, где не мы не понимаем задумку автора, а автор слишком заплутал в собственных идеях. Повествование провисает, об этом можно судить, хотя бы исходя из заявки режиссера довести до зрителя определенные мысли. Если бы фильм представлял из себя сухое повествование, то смотреть его вообще не стоило бы. А так заявка есть, но до адресата она доходит лишь отчасти.

Итак, разберемся с философией. Произвольная рокировка заключенных в фильме заставляет нас задуматься: а что если все места и посты, которые мы сейчас занимаем, результат банального случая. Вы оказались в нужном месте в нужное время, а ваш приятель не оказался, один мэр, другой, скажем, сантехник. При этом у этих людей есть возможность в любой момент поменяться местами. Ведь мэра можно посадить, а сантехник может найти чемодан с деньгами, удачно жениться или просто выбрать более денежную профессию. И это очень любопытная мысль. Со второй ее частью я отчасти согласен, первую же ставлю под большой вопрос.

Далее автор указывает на то, что без надлежащего контроля, человек превращается в животное. Как только у него появляется возможность, он сразу стремиться взять от этой жизни все, перестает думать о других и более того — попросту начинает гадить. Гальдер показывает, что если бы каждый ел столько, сколько ему необходимо, то еды хватало бы каждому. При этом все скрепляется взаимной ненавистью друг к другу, лишь люди, находящиеся на одном уровне способны жить в понимании. Однако и люди одного уровня теряют человеческий облик, когда понимают, что еды больше не будет. «Платформа» показывает, что есть человек на самом деле. Без уголовного кодекса, а главное без системы контроля.

При этом при всем умиляет педантичность поваров, которые со всей старательностью занимаются приготовлением. Попавший в еду волос вызывает у шеф-повара агонию. Это шедевральный момент фильма.

Главный герой не зря взял с собой именно «Дон Кихота», он как раз начинает борьбу с ветряными мельницами. В «дыре» люди не понимают, зачем нужно что-то менять. Ведь сейчас они на высшем уровне, значит нужно наедаться. Борьба Горена с этими мельницами праведна, но к чему она приводит в конечном итоге непонятно. Смерти, борьба, сопротивление и общее непонимание. Значит ли это, что Горен делает все это зря?

Концептуального здесь много, любители «Пилы» что-то для себя найдут. Стоит ли брезгливым людям жертвовать своим комфортом ради уяснения философских идей автора в оболочке смелого эксперимента — дело каждого.

Оценка: 7 из 10.

Наконец-то я посмотрела нечто концептуальное не через 20 лет, а по свежим следам.

Нам показали очень остросоциальный фильм Платформа. И это гастрономический хоррор в минималистичном стиле.

Все герои находятся в особом вертикальном пространстве которое разделено на камеры. Сквозь него, сверху вниз, раз в день, ездит платформа с едой. Как не трудно догадаться больше достаётся тем, кто вверху, а меньше тем, кто внизу. Эдакая модель общества с его неравными возможностями. Пробыв месяц на одном из уровней и адаптировавшись к ситуации с количеством еды, человек никогда не знает где он окажется. Может на 6-и этаже, а может на 171. И человек не знает, как он будет управляться со сложившейся ситуацией.

Каждый из участников эксперимента (а это именно эксперимент, с неясными, правда целями), может взять с собой одну вещь. Это может быть нож, собака, или томик великого произведения Сервантеса, как это сделал главный герой.

Итак, фильм о поведении, ценностях и выборе человека в ситуациях изобилия или крайнего дефицита жизненно важных ресурсов.

Идея отличная, тема актуальная, место действия, а именно «Дыра» и Платформа — оригинальные. Казалось бы, разыгрывай историю в этих скудных условиях, как это сделано в гениальном немецком «Эксперименте». Но нет. У режиссёра другой план. Ему необходимо во что бы это не стало донести свои идеи до зрителя! А вдруг кто-то сделает недостаточно точные выводы? И поэтому нас как бы постоянно подталкивают к определенным мыслям.

От этого фильм для меня оказался безжизненным. Эмоции возникали только в ответ на понятные, физиологические стимулы, которыми полон фильм. А вот люди, их поведение, и выборы не вызывали сопереживания. И вообще вся ситуация казалась искусственной.

Поэтому после просмотра я полна недоумения. Откуда все эти восторженные отклики? Ведь все это так безжизненно. Абсолютно интеллектуально и все эти шокирующие моменты каннибализма, которые так новы и потрясают в известном фильме Гринуэя, здесь лишь способ потыкать зрителя прямо в нервные окончания.

И уже упомянутый мной фильм Das Experiment (2000), по мотивом реальной истории Стэндфордского тюремного эксперимента, в разы более впечатляет.

Представьте огромную яму. Вверх и вниз — бесконечные этажи. На одном этаже — двое людей. Каждый день на самом верху, под присмотром шефа, повара готовят сотню изысканных блюд. Всё ставят на платформу, которая едет вниз от этажа к этажу.

На каждом этаже платформа задерживается лишь на минуту. За это время надо набить брюхо, но брать с собой еду нельзя — накажут. Чем ниже едет платформа, тем меньше еды на ней остаётся. Тем, кто снизу приедут лишь пустые тарелки. Так что, чем выше ты живёшь — тем выше шанс поесть. Пускай даже это будут объедки, обслюнявленные другими людьми.

Каждый месяц жителей меняют местами. Сегодня ты наверху и ешь лобстеров, а завтра попадёшь в самый низ и радуйся, если к тебе доедет огрызок от яблока.

Мужчина по имени Горенг просыпается на 48 этаже. Его приветствует Тримагаси — он опытный сиделец и его помотало вверх и вниз.

- Наш этаж ещё хороший, — говорит Тримагаси, вот был я на 132 этаже, там вообще голяк.

Горенг и Тримагаси проводят месяц на этом этаже. Пока однажды их не забрасывает очень глубоко…

Фильм «Платформа» показали на фестивале в Торонто в 2019 году, где он взял приз в категории «Полуночное безумие». Менеджеры Нетфликса тщательно отслеживают подобные мероприятия. Естественно, столь занимательная история их заинтересовала. Никого не смутило, что режиссёр Гальдер Гастелу-Уррутия снял всего два короткометражных фильма, а «Платформа» — его дебют в полном метре. Так сегодня устроена дистрибуция — путь от фестиваля до мирового проката может быть очень коротким — главное, чтобы твой контент заинтересовал стриминги.

Режиссёр «Платформы» доказывает — можно снять весь фильм в одной декорации и при этом удержать внимание зрителей. А если ещё и поиграть с популярной темой социального неравенства — будут и жаркие обсуждения в соцсетях. Ведь фильм вроде как пытается продавить мысль, что если бы каждый ел столько, сколько ему нужно, а не объедался — блюд хватило бы на всех. К сожалению, опытный Тримагаси неодобрительно называет такой подход «коммунизмом».

Проблема, показанная в фильме давно известна и называется «Трагедией общих ресурсов». Свободный доступ к ресурсу истощает его из-за чрезмерного использования.

Фильм, кстати, правильно переводится как «Яма» (El hoyo). Взять с собой в яму можно лишь одну вещь и если рациональные люди берут оружие, то Горенг берёт книгу, причём «Дон Кихота». Выбор этот не случаен, главный герой фильма точно так же отправится на борьбу с ветряными мельницами. Ведь люди, даже побывав в самом низу и едва выжив, попав наверх снова начинают обжираться.

«Яма» понравится поклонникам «Кубов», возможно, именно этой серией и вдохновлялся режиссёр. Кто-то скажет, что фильм показывает мерзость общества потребления, а кто-то обвинит режиссёра в предвзятости, ведь люди на самом деле не такие уж и сволочи.

Мне кино понравилось, даже несмотря на концовку. Несомненно, это хороший выбор менеджеров Нетфликса, давайте больше таких фильмов!

Есть хорошие и развернутые рецензии, это просто размышление.

Кто такие те, кто готовит блюда на платформе и тасует положение людей в иерархии? Видим, что сами же работники иногда оказываются на этой же лестнице со всеми другими, кого ранее сюда отправили.

А кто придумал изначально это место? Кто ставит этот жестокий эксперимент? В курсе ли он о том, что это место заставляет терять человеческий облик, обнажая все самое темное, что есть в личности?

Революционер/пассионарий — главный герой, в конце-концов, приходит к мнению, что нужно отправить послание тем, кто обслуживает лестницу-яму, на самый-самый верх.

Какое это послание: «Вы не знаете, что здесь происходит», или «Мы человечны на самом деле, вот доказательство»?

И еще вопрос: как будет интерпретировано послание. Это зависит от того, кто создатель ямы и какова была цель создания.

Герой считает, что сделал все что мог и отпускает события. Он сделал все что мог, чтобы появился проблеск: смысл.

А если в этом (в яме-лестнице) нет смысла, то и жить и бороться бессмысленно.



Сюжет и мысли:

Авторы фильма (Гальдер Гастелу-Уррутия, Давид Десола, Педро Риверо) думают и предлагают подумать нам: а что если людям приходилось бы периодически меняться местами на социально-экономической лестнице общества. Ты можешь оказаться как в верхних слоях экономического благополучия, так и в середине, и в самом низу. Это нельзя запланировать, нельзя предугадать, от тебя ничего не зависит.

Стали бы тогда люди более рачительнее в ведении хозяйства общества? Ввели бы, наконец, систему равномерного распределения рисков, стали бы находящиеся наверху, беспокоясь о своем завтрашнем положении, заботиться о создании и функционировании системы, где каждый, находящийся на этой лестнице иерархии получил по минимуму, зато каждый был бы не голоден?

Или же каждый, попав на заветные верхние уровни, будет наслаждаться изобилием по максимуму, потому что «сейчас наша очередь»?

Авторы размышляют так: при первом варианте развития событий, чем выше положение человека, тем больше на нем ответственности: все блага, что есть, проходят сначала через самых верхних. Но и все абсолютно тоже ответственны: такая система, способная обеспечивать едой всех, работает только при условии безукоснительного соблюдения правил всеми. Такая самоорганизация.

Но авторы изобразили и то, что все люди так же разные по шкале пассионарности и, в отличие от лестницы социальной, движений на данной шкале нет: человек таков какой он есть.

Авторы рассуждают далее, что требуется контроль внутри системы: верхние разумные люди могут контролировать нижних, чтобы они соблюдали правила. Но. А что если выше окажется субпассионарий? Тогда система не наладится.

Тогда авторы предлагают еще вариант: силовой контроль.

Причем есть интересный момент: «сначала убеждения и только затем сила». В фильме мы это видим очень конкретно и понятно. Вообще, лучший момент XD

Так же мы видим, что для создания такой системы необходимы своеобразные революционеры. «Ненормальный», «или два иступленных ненормальных».

Что в итоге. В итоге, ответов нет. Ответов нет, потому что авторы просто экспериментируют на тему распределения материальных благ и социальной иерархии.

А что если?.. Тогда так и так… И еще вот так… Но как выйдет в итоге, неизвестно.

Ну что, встанем на этот тернистый путь? Нелёгкое ведь дело — осуждать то, что уже осквернило само себя бесчисленное количество раз. Сразу хочу отправить послание, точнее телеграмму — такой неожиданный твист в самом начале. Интересная вещь — открываешь, а там аффирмация «Ребята, не сдавайтесь, у вас всё получится. Этот фильм столь же глубокий, как и эта Яма. Составьте 333 теории об истинном его значении и поделитесь ими с соседом». Просто поверьте мне на слово, я многое видел, многое слышал и читал и я уж точно знаю, о чём говорю. Тем не менее, всё, что я слышал от знающих людей «Это недостаточно глубоко. Хорошо, но недостаточно глубоко» Вот так то, что раньше пробирало меня до костей, для них недостаточно глубоко. В связи с этим у меня назрел вопрос. А где оно? Где то, что глубоко достаточно? На чём стоит остановиться? Каждый раз я разочаровывался во всём. Неужели это не предел? Ещё глубже, безостановочно, до центра Земли. На каком-то отрезке этого нескончаемого трипа я зацепился и решил, что мне надоело падать в поисках сокровенного. Чем глубже падаешь, тем холоднее тебе становится, дальше от тепла, дальше от дома, что ты мог бы построить, если бы не кинул однажды вниз колодца камень, чтобы проверить глубину. Но из пустого колодца нельзя напиться, сколь глубоким он бы ни был, вот в чём проблема.

Да-да, ужасная иерархия, одним — всё, а другим — ничего, это все поняли. Но у них весь ужас заключается в том, что на верхних этажах ты получаешь первоклассную пищу, а на нижних ничего. Весь смысл в еде, как сказал дедушка. Ну я тогда, простой парень, получается где-то посередине? У меня есть пища, я не голодаю, но и не получаю от еды никакого удовольствия, плюс моя язва каждый раз передаёт привет всем лучшим поварам мира. Всё безлико, безвкусно и бессмысленно. Просто вдумайтесь, действительно ли всё так просто в этой системе. И вот вы, сытые люди, скажите, хорошо у вас всё в жизни? Ну имеется у вас еда, и что? Больше никаких проблем не существует? Ну судя, по этому фильмецу, вас — людей, которые не голодают можно поздравить — вы живёте в Раю, только думать много не надо, чтоб вниз не упасть. А дальше чем удивите? Показали бы, не знаю, что на первом уровне есть все полосочки вай-фая, и чем ниже, тем хуже. Вот страх-то какой! В самом низу ни новости узнать, ни на ютубчик зайти, ни фоточку в инсту выложить. А ещё в Раю пьют только вино, видимо Иисус так завещал, вода в их мире существует только для умывальников.

И мне нравится вот этот тонкий вкус автора, которого так хвалят за всё, что только можно. Давайте представим, что мы с вами снимаем кино! Нам надо показать отношение верхних слоёв общества к низшим, максимально доходчиво, поэтому я предлагаю, чтобы какой-то белый мужик нагадил на голову афроамериканцу крупным планом. Ну всё сразу понятно становится. Еври лайф мэттерс, как говорится. Вот я сейчас это пишу и сразу как-то нехорошо на душе. Ну какой смысл, ответьте мне? Какой смысл вызывать негативные эмоции, если можно пытаться вызвать позитивные? Мир так сложен и непонятен, это так пугает. Почему, если существуют вот такие страшные произведения, обличающие вообще всё, всю систему, в которой мы с вами живём, фильмы, подводящие черту, вместе с ними существуют диснеевские мультики и романтические комедии, которые точно так же хвалят? Получается, кто-то из них неправ, или намеренно обманывает меня для заработка денег? В одном фильме мне сказали, что всё хорошо и погладили по макушке, а в другом облили грязью. И как это понимать? А я такой, я всё принимаю на веру. Но мир так сложен. Её очень удивило, что он взял книгу, а то, что там у какого-то парня скрипка была — это вовсе неудивительно. Или то, что какой-то бородатый отморозок катаной размахивал, это нормально? Эх, мир так сложен.

Мир сложен, только я, к счастью или сожалению, очень прост. И нужно принять то, что нет никакого правильного ответа и истины нет, единственное спасение — придумать себе чёткие и прозрачные идеалы и принципы, стараясь им следовать, а также цель — да, обязательно нужно придумать себе цель. Незачем усложнять, от этого только больнее. Опираясь на свои принципы, вы преодолеваете тяжелейшую дорогу. И это мне понятно, это мне близко, да это вам любой скажет. Но здесь нет идеалов, нет принципов, нет конечной цели, есть только шо-то непонятное. Какой-то уже не тот компот получается, правда? Вот у Криса Эванса в фильме «Сквозь снег» была понятная и адекватная цель, он точно знал, куда идёт. А что этот ваш Горен, то так, то эдак, ничего вразумительного от него не услышал. Основная прелесть ведь всё равно в персонажах, в красоте химических реакций от сочетаний элементов, и чем красивее, тем лучше, тут никто спорить не станет. Ну а это что за персонажи? Что это за сюжет? Герметичный триллер, прямо как «Куб»! Ну вот это да, упасть и больше не подняться! Чем ещё удивите? Математический, геометрический, биологический триллер? Я уже так преисполнился всем этим, что меня уже ничем не подогреть — любое зверство, любая бесцельная жестокость и мерзость на экране вызывает только апатию и ничего больше.

Хотя ладно, не буду кривить душой, основная причина лишь в том, что скучно. Просто мне скучно и тоскливо, и никакая «Платформа» в жизни растопит мой внутренний лёд. Мне наверное нужна была Герда, а показали вот это на Нетфликсе. И что мне с ним прикажете делать? Оно ни уму, ни сердцу. Бороться с тоской, печалью и скукой так утомительно, уж поверьте. Просто… подумайте, может не надо вам всё это, всё равно вы не отыщете в таких фильмах ничего ценного и достойного для своей жизни, это я вам могу гарантировать, а вот время потеряете, да ещё и вагон негатива прямо в лоб, оно того не стоит. Хотел бы я сказать «Всем добра и счастья», да только не согласятся со мной, будут обзывать и пытаться задеть, я знаю, так всегда происходит. Короче, если подытожить — это не Герда, это не Бог, это не ответ, это даже не совет, это не тепло, это не холодно, это неинтересно, и вообще ничто. Мне не понравилось, а значит в моём мире ему делать нечего,…

Сразу скажу, что фильм посмотрела не без интереса, без попыток выключить, хотя и была внутренне к этому готова. Хотелось посмотреть, как авторы выберутся из этой скверной истории, которую нагромоздили. Логически понимая, что это невозможно, я всё же надеялась на изворотливый испанский ум. Тщетно. Ибо ничто не появляется из ничего. Единственная закономерность в этой картине — это её как бы открытый финал, подтверждающий, что нельзя закончить то, что не может начаться.

Напрасно искать в этом фильме аллюзии и смыслы. Он оперирует с выдуманным человечеством. Он утверждает, что без штыка и надсмотрщика люди недоговороспособны. И даже у коммунистов и святых с этими людьми получится концлагерь.

Человечество, которое выдумали испанские кинематографисты, существовать не может в принципе. Если бы мы гадили (будьте готовы, это буквально) друг другу на головы только от того, что есть такая возможность, человечество закончилось бы еще на этапе сбивания в стаи. Недалеко ушла и безумная выдумка сценаристов про то, что люди едят друг друга, когда у них заканчивается еда.

Постановщикам неведомо, что именно способность людей к «спонтанной солидарности» и сделала в конечном итоге людей цивилизованным человечеством. Альтруистов у нас не меньше, чем у пчёл — потому что альтруизм это главная опора сохранения и развития любого общественного вида. Но авторы фильма, похоже, считают, что выживание человечества обеспечивается мировым правительством. Наверное, вполне бескорыстно считают… Надеюсь.

Эта мысль об эгоистичной, звериной сущности человека, положенная в основу истории, не выдерживает сама себя, так как спасение от неё можно искать только в боге. Но его не ищет даже тот, кто должен. В «дыре» бога нет. Там есть фашистская администрация, которая ставит на людях бесчеловечные эксперименты, давая количество пищи, недостаточное для выживания всех. При этом необъяснимым образом верит в то, что во всём виноваты сами люди — они слишком звери и достойны выживания, только если могут доказать свою человечность администрации, или на крайний случай её обслуге. Авторы фильма эту веру разделяют. А чтобы убедить нас, в виде фашистов изображают их жертв.

На самом деле у меня к авторам только один вопрос: зачем они выдумали такое человечество. Это представление той условной администрации, которая из всех сценариев развития для человечества выбирает радикальное сокращение его численности. Дилемму, предательство это или тупость, я разрешаю в пользу обоих.

2 из 10

Понятно, почему в наших краях фильм «Платформа» взлетел по популярности на фоне коронавируса. Персонажи заперты в четырех стенах, на каждом этаже по два человека, и раз в день через все сооружение спускается еда. Отдельным узелком стала фраза одного героя другому «Оставайся на своей стороне». Вы помните правило про 1,5—2 метра?

А теперь к фильму. «Платформа» — это тот случай, когда картина вызвала у меня по-настоящему противоречивые эмоции. Чтобы вы поняли, что я хочу сказать по этой картине, я разделю рецензию на три блока. Что крайне символично, ведь народ в «Платформе» делится на три класса: те, кто ест, те, кто доедает, и те, кто голодает. Каждый раздел я опишу максимально детально.

ЧАСТЬ I — СТРОЕНИЕ ФИЛЬМА

Гальдер Гастелу-Уррутия до «Платформы» снял только одну короткометражку, и в основном занимался продюсированием. И если рассматривать фильм как его дебют, то он удался. Структурой и атмосферой напоминает «Куб», при своем маленьком бюджете картинка грамотно построена. Мне понравилась цветовая гамма. В саундтреке Арансасу Кальеха часто слышен ксилофон, но атмосфера фильма так давит на тебя, что создается ощущение, будто этим молоточком тебе по мозгам стучат. Актеры мне незнакомы, да и сомневаюсь, что хоть кто-то о них слышал раньше, но для своих образов узников они неплохо справляются.

ЧАСТЬ II — СЮЖЕТ

Вот здесь нужно уделить особое внимание, ведь если принять все увиденное, то поймешь, что законы киноленты начинают трещать по швам. Что же происходит в фильме «Платформа»? Некий мужчина по имени Горенг просыпается и видит комнату из четырех голых стен. Рядом — сосед по имени Тримагаси, а посередине — дыра. Над ними и под ними расположены идентичные комнаты, в каждой по два человека. Раз в день через дыры спускается платформа, на которой находится куча еды. По мере снижения еды на платформе становится меньше. Про запас еду брать нельзя — на этаже сразу начнется температурный ад, пока не избавишься от пищи. Каждый месяц происходит рандомная рокировка — если вы были на 48 уровне, то через месяц можете оказаться на 142-м или на 12-м. С собой разрешается брать один предмет.

Вы серьезно можете принять концепцию всего этого бардака? Ладно, если бы можно было принять все происходящее абстрактно. Проблема в том, что метафора идет рядом с реальностью. То есть, у этой тюрьмы есть физическая форма, и возникает вопрос — как построили El Hoyo? Хотя, El Hoyo дословно переводится как «Дыра», предположим, что это бункер, уходящий вглубь. Платформа с едой опускается, а как только достигает дна, резко поднимается наверх, чтобы набрать еды и на следующий день повторять маршрут. На платформе при этом можно спуститься (есть персонаж Михиру, которая ищет своего ребенка), и это никак не регулируется. То есть, украл яблоко — крутим термометр, а если на этаже три человека и более, их не выведут под белы рученьки? Кто перетаскивает людей с этажа на этаж? А если человек прихватит нож и спускаясь по платформе, будет сокращать численность населения El Hoyo или нападет на персонал? Когда придет срок выйти из тюрьмы, никто не расскажет про тот кошмар, что происходит в El Hoyo? И чем занимается правительство, если позволяет содержать фактически людскую скотобойню?

Понятно, что хотели сказать авторы, помещая людей на разные уровни. Вместо того, чтобы сочувствовать тем, кто находится на их прежнем месте, они берут еду по максимуму, не забывая при этом плюнуть и испражниться на спускающийся стол. Но беда в том, что создатели бездельничают на почве идеи. По-настоящему ценного материала тут минут на 15—20, но это проблемы уже третьего сегмента.

ЧАСТЬ III — ИДЕЯ

Увидев трейлер, я понял, что фильм будет на тему социального неравенства. Главное, как вы реализуете эту задумку. Возьмем в качестве примера фильм «Паразиты», так как «Платформа» напоминает его усложненную версию. Что между ними общее? Прежде всего — критика расслоения общества. Испанская кинолента нагромоздила 200+ этажей, по которым разбросали разных людей, в то время, как корейцы обошлись двумя уровнями — дом и подвал. Бедняки из «Паразитов» втерлись в доверие к богачам, однако обман — это не черта характера, а вынужденная мера. В то же время корейцы показали пренебрежение богатых к бедным образом неприятного запаха. Можно много рассуждать о трактовке сюжета и символов в «Паразитах» но у нас другой фильм на рассмотрении.

Горенг в «Платформе» становится одержим идеей того, что если распределять равные доли еды между пленниками, то пищи хватит всем. В башне, строением напоминающей капиталистический строй, затесался коммунист. Да испанцы и не скрывают этого, выразив все во фразе Тримагаси «Ты коммунист, что ли?». И когда приходит время «революции», то нам показывают, как работает система «каждому поровну» — с помощью палки. Последнее, о чем бы я хотел писать — политический строй той или иной страны. Но вам не кажется очевидным, что испанцы поддают дровишек левому движению, слишком вычурно изобличая коммунизм, с которым у них вроде как гражданская война связана? А как этот фильм должны воспринимать жители постсоветского пространства? У нас тоже есть мрачные события в период СССР по этой теме, наподобие украинского голодомора и расстрела в Новочеркасске. Критикуешь — предлагай, но в рамках фильма показывают — и так плохо, и так плохо, вот поэтому люди живут так плохо.

В то же время создатели слишком топорно и даже гипертрофированно демонстрируют пренебрежение верхних к нижнем. Плевки и какашки как «привет», каннибализм нижних слоев — это не авторский стиль, это безвкусица. Рейтинг кинокритиков — 82%, больше, чем у «Форреста Гампа», «Зеленой мили» или того же «Куба». «Куб» раскрывал схожие мысли — поставь человека в экстремальную ситуацию, и он все к чертям разрушит. Создатели хотели добавить что-то новое, добавить жести, взглянуть на ситуацию с разных сторон? Да не с одной стороны не взглянули. За полтора часа запихнули три сюжетные ветки, которым стоило уделить гораздо больше внимания. У нас тут и история знакомства Горенга с тюрьмой, и «революция», и ни одна из них не работает.

ИТОГ

Этот кинофильм по концепту мог быть классным. Идея достойная, реализация действия в закрытом пространстве тоже на приличном уровне, сам сценарий обрушил весь этот карточный домик. Мне бы, как зрителю, хватило социально ориентированной драмы, но загвоздка в том, что фильм не знает меры. «Платформа» хочет, чтобы мы воспринимали её всерьез, хоть и не понимает, насколько она все скатывает в абсурд. Картина словно пытается усесться на все стулья, но у неё это не получается.

Не буду тянуть кота за хвост. Отбросив откровенно мерзкую мишуру типа пожирания, каннибализма и убийств, остается до дебильного простая аллюзия на строение капиталистического общества (и даже это в лоб обозначается в самом начале, когда главного героя неодобрительно спрашивают «ты что, коммунист?»), и невозможность «спонтанного альтруизма». В общем и целом — это все, что есть в этом фильме, и разжевыванию этой нехитрой аллюзии посвящен ЧАС хронометража. Характеры второстепенных героев описывать излишне — в сущности это не персонажи, а функции. Главный герой — аллюзия на Иисуса (о чем опять таки почти прямо говориться в фильме).

Оставшиеся пол часа ленты демонстрируется, что а) «коммунизм» возможен только из-под палки; б) Помочь может только божественное вмешательство (ибо послание на «нулевой уровень» в этой прямолинейной аллегории иначе понять невозможно. Ну нет у нас мирового правительства).

Прочитав описание и эту рецензию — вы можете сэкономить себе полтора часа времени. Больше в фильме нету ничего.

Единственное, за что можно похвалить ленту — создатели умудрились в весьма камерном фильме создать достаточно захватывающую механику. Правде, это действует только во время просмотра, и после неминуемо возникает вопрос — на кой черт я это смотрел?

«Бедному же рыцарю остается только один путь, на котором он может показать, что он рыцарь, то есть путь добродетели… главное же — ему надлежит быть сострадательным». (Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)

Несмотря на показанные насилие, каннибализм и унижение человеческого достоинства, фильм оставил удивительное ощущение спокойствия и теплоты — даже сам удивился.

Конечно, можно искать в показанной системе какие-то параллели с реальностью — у каждого зрителя это может быть что-то своё. Мне подумалось, что количество этажей в Дыре близко к количеству государств на планете. Никто сходу не назовёт, сколько их точно (как и мало кто в фильме знает, сколько там этажей), но все понимают, что оказаться на 171-м месте в каком-нибудь очередном неведомо кем составленном рейтинге самых спокойных для жизни стран — это не очень хорошо. Мудрец в фильме говорит, что у администрации (скажем так, глобалистов) совести нет, но, возможно, совесть осталась у работников нулевого уровня (национальных элит). Однако все эти параллели верны только до определённой степени, потому что в фильме есть нечто большее, чем модель многоэтажного человечества.

Это большее, что и создаёт тёплое ощущение от просмотра, — главный персонаж Горен и его гуманизм, моральный внутренний компас (спасибо великому Сервантесу). Гуманизм задаёт правильное направление, но привести к Действию может только вместе с кем-то Другим.

Горену попадаются три неслучайных сокамерника, которых я назову Обывателем, Просветителем и Революционером. Успех приходит только вместе с последним, который единственный полностью готов отказаться от всех «благ», предлагаемых ему системой. Гуманизм + самоотречение — в союзе с совместным действием это и есть ключ к выходу из нашей с вами Дыры.

8 из 10

Множество копей сломано в попытках объяснения главного послания данного фильма, попробую сломать свое копье и я.

Наверно справедлива была бы параллель между вертикальным центром самообслуживания и современной структурой общества, которая устроена точно так же — верхним все, нижним ничего, и я полностью согласен с тем, что иерархическая структура общества, выгодна лишь верхним, которых все устраивает, поэтому они ничего не хотят менять, поэтому система существует. Более того, «элита» не только приветствует такое чудовищное устройство социума, но и прилагает все усилия для того, чтобы её статус сохранялся настолько долго, насколько это возможно, что, само-собой, не может устраивать тех, до кого не доходят те блага, которыми пользуются верхние, возомнившие себя избранниками судьбы. Революция, как известно, рождается снизу. Но, я бы рассмотрел «дыру» не только как модель общества, но и как модель взаимоотношений различных поколений людей. В этом контексте самый главный вопрос: что мы — нынешнее поколение, оставляем на «столе» поколениям последующим? Давайте будем объективными — дерьмо в виде деградации экологии, арсеналов ядерного оружия, которое может уничтожить все живое на земле, войны, голод, нищету, неравенство, и еще много чего, за что наши потомки имеют полное моральное право нас презирать. Что делать? Мы несем ответственность за то, чтобы сломать раз и навсегда иерархическую структуру общества, в которой верхние живут за счет нижних, паразитируя, и порождая неизбежный конфликт, и кровавую развязку. Можем ли мы рассчитывать на сознательность тех, кто наверху? Вопрос риторический, полагаю, что фильм дает на него вполне исчерпывающий ответ, поэтому только низовая, а не всеобщая солидарность сможет изменить существующую систему, и разрушить социальную иерархию, которая стала тюрьмой для человечества, и построить на ее руинах земной рай, чтобы передать его последующим поколениям, символом которых является девочка на нижнем уровне. Общество обретет устойчивость только тогда, когда не станет тех, кто управляет другими людьми в своих собственных, корыстных целях.

Другими словами, следует демонтировать страты и иерархическую структуру общества, и тогда история человечества разделится на «до», и «после», на первобытную ее стадию развития, и зрелую — разумную. Иного пути для хомо сапиенса доказать собственную разумность, которую он сам себе присвоил авансом, увы, нет. Но для этого каждый человек должен пережить внутреннее перерождение, и перестать стремиться быть хозяином кому-то или рабом — «никого сверху, и никого снизу». Человек не имеет морального права смотреть на кого-либо сверху вниз, поскольку это укрепляет систему, которая создана не для нашего общего блага, а только для верхних. Надо так прожить жизнь самим, и научить этому своих детей, и тогда последующие поколения людей, возможно, скажут о нас что-то доброе, а не будут проклинать за эгоизм и глупость.

Полагаю, что невозможно дать исчерпывающие ответы на философские вопросы, которые ставит «Платформа», да и вряд ли авторы фильма сами знают на них ответ, иначе почему в нем открытая концовка, но основное послание, как по мне, лежит на поверхности. Это анархический манифест, облаченный в художественную форму, призванный задуматься каждого над тем, что он должен изменить в себе самом. Как в кривом зеркале «Платформа» показывает нас самих на разных уровнях социального устройства, и как это на нас влияет, как изменяет общество в целом, а по сути, делает его хуже и хуже с каждым «этажом», который представляет из себя не только его структуру, но и временную шкалу, олицетворяющую каждое последующее поколение, которое может погрузиться из-за нашего эгоизма и глупости в кромешную тьму и отчаянье. Пусть каждый сам для себя выберет из фильма персонажа, которому он больше всего соответствует, по мере того, насколько он задумывается о благе других людей, которые нас окружают, и благе последующих поколений. Передай наш «общий стол» дальнейшим чистым и сытным.

Я уже давно собиралась посмотреть этот фильм. Наконец, появилось время. Нетфликс никогда меня не расстраивал, в этот раз тоже все понравилось. Можно назвать это кино философским триллером или жестокой притчей — как вам удобно.

Перед нами аллегория социального неравенства. Идея не новая, но подача свежая. Сюжет разворачивается в «центре вертикального самообслуживания», называемого местными «дырой». Главный герой Горенг попал туда по собственной воле. Он успешно прошёл собеседование для участия в социальном эксперименте, чтобы бросить курить, захватив с собой томик Дон Кихота. В камере два заключённых, в центре огромный колодец. Раз в день по нему спускается платформа с едой. Количество уровней тюрьмы неизвестно. Известно лишь то, что чем ты дальше от нулевого уровня, тем меньше тебе достанется пищи (лучшие повара готовят любимые яства каждого пленника). Каждый месяц людей меняют местами, они, будучи наверху, могут попасть в самый низ и наоборот. Внизу люди обычно умирают или выживают самым жестоким способом. Если бы каждый ел только свою порцию, то еды хватило бы всем. Но как и в обществе, чем больше мы имеем, тем сильнее растет жажда. Кто-то был месяц без еды, и на верхнем уровне набивает брюхо с мыслью, что он это заслужил. При этом он знает, что внизу из-за этого угаснут чьи-то жизни. Конечно, все считают, что виноваты там, наверху — администрация. Все берут по своим возможностям и совести. Кто-то пытается достучаться до сокамерников с нравоучениями, призывая к солидарности, кто-то отвечает насилием на насилие.

Горенг решает сломать систему вместе с товарищем. Своеобразный протест является стержнем фильма. Сюжет оставляет много вопросов, но тем самым режиссёр задаёт эти вопросы зрителю и оставляет именно ему конечное послание.

Итог таков, что в обществе потребления невероятно мало значит умение делиться, толерантность и культура. Последнее отлично символизирует книга главного героя. Мы жалуемся на то, что вышел более усовершенствованный телефон, чем у нас. Хотя знаем, что где-то в мире страдают люди из-за нехватки питьевой воды.

Присутствуют нелицеприятные моменты, поэтому для впечатлительных не самый подходящий фильм.

«… Кто на дне ещё не был,
Не пройдя преисподни
Вам не выстроить рай»
(Кипелов, «Путь наверх»)

Строчки из сольного альбома Кипелова и Маврина за авторством Маргариты Пушкиной как нельзя кстати подходят к атмосфере этого фильма. Очевидно же. И — да, выражения «Очевидно же» и «Улиточка моя» будут сопровождать зрителя наравне с главным героем в течение всего хронометража ленты. Это всё Тримагаси. Именно его увидел перед собой Горенг. Фильм так и начинается с крупного плана глаза Горенга. Это чтобы лучше было нам себя позиционировать с ним.

Повествование начинается с того, как мужчина средних лет открывает глаза и обнаруживает себя в закрытом помещении — на самом деле, гигантском вертикальном сооружении с комнатой-камерой не самых масштабных, но и не тесных размеров. На бетонной стене значится номер «48». И мы узнаём, что проводится полновесный эксперимент, суть которого сводится к тому, что это сооружение — это своеобразная тюрьма. «Дыра», как её называют некоторые. (Собственно, «Платформа» в оригинале носит название «Яма»). Это своего рода социальный проект, для прохождения которого и для участия в котором попавшим сюда допускается взять любой предмет, какой им заблагорассудится.

Но это ещё не всё. Вся соль в том, что в эту многоуровневую башню-шахту каждый день, но раз в сутки поступает еда на спускающейся сверху вниз бетонной же платформе. И пока верхние ярусы обжираются — стол-платформа ломится от яств — нижние голодают. На 48-м ярусе ещё не плохо, объяснил Тримагаси. Есть возможность питаться объедками. Он был на 132-м. Вот там действительно худо… Сокамерники сдружились. Ведь Горенг взял с собой «Дон Кихота» дабы коротать время. Отличие между ними, что Тримагаси здесь отбывает наказание, а Горенг отправился по доброй воле. И Горенг захватил с собой книгу, а Тримагаси — нож…

Думаю, что рассказывать о том, что было дальше нежелательно. Это нужно видеть. Что было на 171-м уровне ведь так низко не бывал даже Тримагаси…

Картина представляет собой сначала «выживалку», а потом «размышлялку». Горенг отправился на полгода. Тримагаси — на год. Каждый месяц «рандомайзером» определяются комнаты для подопытных. И те, кто был сверху запросто могут оказаться снизу. И наоборот. Неизвестно куда тебя забросит. Это если смотреть на верхушку «айсберга».

А в глубине? У Гальдера Гастелу-Уррутии можно найти и коммунизм, и религию. Фильм становится не таким, каким представлялся. Будь то появление азиатки, ищущей ребёнка в этих стенах, или даже сам финал этого произведения — всё несёт иной смысл. И уже ближе к концу просто невозможно его принимать как беллетристику. Он даже как-то нутром принимается, а не глазами. Не мозгом, а душой.

На сам деле очень здорово, что такие фильмы есть и они продолжают выпускаться. Как сказал мне мой приятель, который собственно и порекомендовал этот фильм, надоела попса, хочется иногда именно такого кино! Мне остаётся только присоединиться к этому высказывания и согласиться с ним. От себя добавлю, что шокотерапия иногда важна — она лечит вернее любого меча обоюдоострого.

10 из 10

Если Кафку можно было экранизировать, не прибегая к его текстам, то можно было получить киноленту «Платформа».

Жуткий и мощный образ тюрьмы, состоящей из многочисленных уровней, на каждом из которых по замыслу должны находиться только двое. В эту тюрьму можно взять с собой одну вещь. Кто-то взял нож, кто-то скрипку или книгу.

Кормление в этой тюрьме главная метафора. На огромной платформе готовят любимые блюда заключённых, стол получается роскошным и очень вкусным.

Но, сначала есть первый уровень, потом второй и так далее. Платформа медленно опускается все ниже и ниже, те, кто находится на нижних уровнях не получают практически ничего, даже костей, а только вылизанные тарелки.

За еду и выживание идёт борьба, которая, конечно же, доводит людей до настоящего безумия, каннибализма и страшных расправ с сокамерниками.

Лучший фильм, увиденный за последний месяц.

Платформа — метафора, объясняющая жизнь человечества с множеством религиозных и философских подтекстов.

Сюжет

Главный герой Горег взамен на «хороший диплом» решает провести полгода в «Дыре». Он просыпается в многоэтажном здании без окон и дверей (в камере лишь две койки, умывальник и огромная дыра в потолке и полу) на 48 этаже. Каждый день к нему и его сокамернику Тримагаси спускается стол с объедками, которые нужно есть быстро, ведь на поглощение еды отведено очень мало времени.

Каждый месяц два сокамерника перемещаются на другой рандомный этаж. Что из этого выйдет — увидите в фильме.

Религиозный подтекст

Самой мне очень сложно будет это объяснить, я просто процитирую фрагмент с сайта blimey: «Если предположить что «яма», как называют ее заключенные это ад, то бесконечные уровни тюрьмы, чем ниже, тем порочнее, приобретают новый и более поверхностный смысл. Исправительная тюрьма это ад сродни тому, который описан в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Количество уровней (333) — половина от 666 или обозначение святой троицы. Ребенок это предвестник спасителя, послание для тех, кто потерял в себе человеческое начало, и для тех, кто не увидел его изначально.

Горенг это мессия / Иисус Христос, который умирает за грехи других заключенных, а таинственная администрация, которая символично обитает на нулевом этаже это олицетворение небес и ангелов. Пища спускающаяся каждый день на платформе символизирует дары господни в виде испытаний воли и благородства. Человек, который наблюдает за работой поваров — метафора бога, взор которого размыт настолько, что способен увидеть лишь поверхностные и малозначимые проблемы, — волос в панакоте.»

Для меня фильм был очень сложным, я посмотрела его только за два раза. Он противный до невозможности (в моем списке он находится рядом с «Человеческой многоножкой 2»). Я думаю, режиссер знал чего хотел и намеренно показал нам настолько резкую и противную картину, которая отражает человеческое существование, только в размере 333 этажей и 666 людей. Пересматривать я данный фильм никогда не буду, но считаю его достаточно хорошим (если это слово вообще подходит к этому фильму), чтобы каждый его посмотрел и сделал свои выводы.

7 из 10

Действие фильма разворачиваются в вертикальной многоуровневой тюрьме, так называемой Дыре. Раз в день платформа спускается с нулевого этажа, доставляя еду на каждый уровень. В начале пути на платформе есть любимое блюдо каждого заключенного. Но проблема в том, что обитатели верхних этажей первыми выбирают, что они будут есть и в каком количестве.

Идея фильма — осветить проблему общества потребления и ее причину. Для этого автор использует метафору многоэтажной тюрьмы, где этажи соответствуют слоям населения, а движущаяся платформа с едой — распределению благ между людьми. Типичное поведение жителей планеты показано через поступки заключенных.

Все действующие персонажи фильма в основном недовольны происходящим, но каждый избирает собственный путь, чтобы приспособиться или отыскать выход из этого порочного круга. Кто-то пытается уговорами и призывами достучаться до сердец других заключенных, как это делает Имогири. Кто-то пресекает любые бесчинства, как Михару, отвечая насилием на насилие. Но большинство считает, что виноваты всегда те, кто наверху, а все попытки что-либо изменить обречены на провал и живет, просто приспособившись к обстоятельствам, как Тримагаси.

Сюжет строится вокруг новоиспечённого узника по имени Горинг. Это молодой и наивный парень, единственный, кто взял с собой книгу. Книга здесь символизирует мудрость доступную человечеству, а то, что она единственная во всей Дыре указывает на то, как мало значения придают знаниям в обществе потребления.

Этот фильм большое разочарование для поборников различных конспирологических теорий. Автор не пытается обвинять Администрацию Дыры в бесчинствах, происходящих в тюрьме. Более того, по сюжету именно Администрация организовывает перетасовку заключённых между уровнями таким образом, чтобы люди, находившиеся на верхних этажах, в этом месяце оказались в следующем на нижних и наоборот. Смысл в том, чтобы человек, проведя месяц в голоде, усмирил свой аппетит, попав на верхний уровень, понимая, что скоро он вновь окажется внизу. Казалось бы, логичные шаги, но идея абсолютно нерабочая. Человек существо иррациональное. Выжив внизу и попав на верх, он начинает есть с удвоенным аппетитом, считая, что заслуживает поощрения. Пока человек внизу он во всем винит тех, кто над ним и совершенно забывает об этом, когда сам поднимается. Причина в животной натуре человека. Узники Дыры своим неумеренным аппетитом создают невыносимое положение для заключенных на нижестоящих уровнях.

Типичный представитель общества потребителей, Тримагаси, принимает сложившийся порядок вещей так: мир несправедлив, а значит я буду несправедлив в ответ и раз гнев не направить вверх, я обрушу его вниз. Эту позицию отлично иллюстрирует эпизод, в котором Тримагаси мочится на уезжающую платформу:

— There`s your wine, fuckers! The people below us are below us.
— Next month they might be above us.
— Yes, and they`ll piss on us. The bastards.

Тримагаси считает себя «цивилизованным убийцей» («You and I are murderers. But I`m more civilized») и как типичный представитель общества потребителей, не берет ответственность на себя:

— You will be solely responsible for my death, you bastard.
— No. The people above make me do it.

Возможно, специально он никого и не убил, но общество потребителей, членом которого он является, косвенно способствует убийству людей. Реклама обновленной версии ножа, который Тримагаси недавно приобрел, так взбесила его, что он выбросил телевизор в окно. Это гипербола чувств схожей природы, которые возникают у некоторых людей в момент выхода нового iPhone. В мире с ограниченным количеством ресурсов, не всегда оправдано покупать «Samurai-Plus», пока «Samurai-Max» еще годен. Повышенный спрос, подогретый рекламой и последними веяниями моды, способствует чрезмерному росту цен. И вряд ли это разумно, особенно когда ты знаешь, что в каких-то уголках Земли людям не всегда хватает даже чистой воды.

Как и Тримагаси, Горинг также принадлежит обществу потребители. А их примирение в финале символизирует единство непохожих, на первый взгляд, персонажей. И почти каждый зритель сможет обнаружить в себе черты обоих. Но отличие Горинга в том, что он не смирился с обстоятельствами, а пытается исправить ситуацию, отправив сообщение, которое в действительности является посланием автора к зрителю.

«I’d like to say that The Platform is not a social critique. It’s a social SELF-critique. I am also in the hole and I see myself reflected in many despicable aspects of the film. Sometimes I surprise myself with shameful classist, racist, sexist thoughts…but I will improve, I promise.» Galder Gaztelu-Urrutia (режиссер)

Тут вам и запретный плод, и искушение в пустыне, и жертвоприношение, и возрождающийся феникс, и равенство/неравенство, всевозможные грехи, мытарства, в общем, библейские мотивы (хоть и на современный лад) читаются тут даже не между строк, а прямым текстом. Как бы прошёл через Платформу Иисус и что сложнее: первозданная история или эта «осовремененная»?.. тут уже и чудо случалось со многими, и слова/проповеди для большинства — пыль, остаётся агрессия… Новый путь к истине?

Плохие и тяжёлые времена иногда не оставляют в человеке человека, появляется цель выжить. Так заложено где-то на подсознании у биологических существ, что нужно бороться любыми способами за жизнь. Выжить любым из способов ради благой цели — это ведь явно не равно тому, что бы просто выжить? Не все могут принимать обстоятельства, переживать их и, делая выводы, строить что-то большее и лучшее. Хотя вероятно шанс есть у каждого.

Очень жаль, что фильм закончился так. Задумка хорошая, конечно, администрация/система/Вселенная/Бог увидят, что где-то произошёл сбой и страдают невинные, что надо что-то менять, что осознанность должна в первую очередь быть рациональной. Но можно ведь было спрятать импульсные амбиции, выйти из платформы и попробовать сломать/изменить систему не изнутри, посредством опять же невинного дитя, а снаружи. Послание — это не борьба, да и не думаю, что невинное дитя незаметнее яблока (тем более «оттуда»).

Съедал бы каждый именно то, что заказывал, то было бы все иначе. Жил бы каждый по совести — Ямы (Платформы) бы не было. Закон гармонии и баланса работает, в этом и есть справедливость мира, страдают не невинные или виноватые, страдает человечество, как вид. Который когда-то был разумным. Нет смысла циклить эго, как Дон Кихот, и полагать, что весь мир против тебя или что какая-то проблема наоборот никогда не коснётся. Маятники/бумеранги/спирали бывают не только эгоцентричными, но и более масштабными, всеобщими.

КУБ нашего времени. Рекомендую, и Платформу, и Куб, кстати, тоже.

8 из 10

Немного нудновато, но идея оригинальная, можно посмотреть.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Платформа 2019 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Несколько человек просыпается в некой многоэтажной подземной тюрьме, в которую они попали добровольно. На каждом уровне находятся двое заключённых, а сколько всего уровней — неизвестно. Все этажи связывает между собой общий колодец, через который раз в день опускается платформа с едой. На ней — немыслимое количество блюд, но чем ниже живут заключённые, тем меньше шансов, что они что-то получат.