Ход королевы

The Queen's Gambit

2020, США, драма, спорт

1950-е. Сиротка из приюта в Кентукки обнаруживает в себе невероятный талант к игре в шахматы, а также пытается бороться с наркозависимостью.

Режиссёр
Скотт Фрэнк
Продюсеры
Мик Анисето, Маркус Лоджс, Пиа Шлифак, Уве Шотт, Лора Дилэй
Актеры
Аня Тейлор-Джой, Томас Сэнгстер, Билл Кэмп, Моусес Ингрэм, Гарри Меллинг, Хлоя Пирри, Isla Johnston, Аннабет Келли, Мариэль Хеллер, Янина Элькин
Ход королевы

Для просмотра сериала войдите или зарегистрируйтесь,
через социальные сети или email:

Сезон 1
Сезон 1
22 октября 2020
Эндшпиль
Эндшпиль
Сезон 1 Серия 7, 22 октября 2020

Неожиданная встреча со старым другом может помочь Бет выбраться из темного места, в котором она оказалась. Сможет ли девушка смириться с собственным прошлым и определиться с новыми приоритетами? Приближается самая важная игра в жизни героини, которая навсегда определит место Бет в жестоком мире шахмат.

Откладывание партии
Откладывание партии
Сезон 1 Серия 6, 22 октября 2020

После тренировки с Бенни в Нью-Йорке Бет собирается отправиться в Париж, чтобы снова сыграть с Борговым, которому героиня однажды проиграла. Но собственные демоны девушки могут стать препятствием к торжеству на шахматном поле: одна безумная ночь отправляет ее вниз по спирали саморазрушения и самовредительства.

Вилка
Вилка
Сезон 1 Серия 5, 22 октября 2020

Впервые получив сокрушительное поражение, Бет возвращается в Кентукки, где снова встречается со своим старым оппонентом. Знакомый предлагает девушке помочь улучшить технику перед чемпионатом США. Сможет ли Бет довериться и прислушаться к важным урокам? Не помешают ли эмоции карьере шахматистки?

Миттельшпиль
Миттельшпиль
Сезон 1 Серия 4, 22 октября 2020

Знакомство с русскими и обучение у них открывает для Бет совершенно новый круг общения. Удастся ли девушке адаптироваться к непривычной обстановке в Мехико и не дать слабину перед угрожающего вида Борговым? В это время ее мать заводит друга по переписке, но стоит ли доверять неизвестному, столь щедрому на красивые слова?

Сдвоенные пешки
Сдвоенные пешки
Сезон 1 Серия 3, 22 октября 2020

Поездка в Цинциннати может навсегда изменить жизни Бет и ее матери. Героини оказываются втянуты в круговорот общения с прессой и постоянных путешествий. Сможет ли Бет справиться со свалившейся на нее известностью? Девушка решает сделать следующий решительный шаг, который покажет ее талант всему миру.

Размен фигур
Размен фигур
Сезон 1 Серия 2, 22 октября 2020

Неожиданно для себя столкнувшись с порядками жизни в спокойном пригороде, который так сильно отличается от привычных ей сиротских домов, Бет-подросток изучает незнакомый мир своих новых одноклассников. Чтобы влиться в общество, девушка решает принять участие в школьном шахматном турнире. Однако это оказывается не так-то просто сделать...

Дебюты
Дебюты
Сезон 1 Серия 1, 22 октября 2020

В возрасте девяти лет Бет попадает в сиротский дом, обитатели которого во многом определят дальнейшую судьбу девушки. Благодаря взрослым у героини развивается невиданный талант к шахматам и, в то же время, появляется привязанность к зелененьким успокоительным таблеткам, которыми здесь пичкают беспокойных детей.

Галерея

Интересные факты 3

Оригинальное название сериала переводится как «Ферзевый гамбит».
Аня Тейлор-Джой является большой поклонницей романа, по которому снят сериал, и она настояла на том, чтобы её героиня была рыжеволосой. Так же Аня выбирала причёски и одежду, которые носит Бет.
Изначально для подготовки к роли Аня Тейлор-Джой хотела заниматься с тренером по шахматам, но из-за плотного графика ей это не удалось. Каждую шахматную партию актриса заучивала непосредственно перед съёмками.

Актеры 1

Съемочная группа 8

Скотт Фрэнк
Исполнительный продюсер
Уильям Хорберг
Исполнительный продюсер
Allan Scott
Исполнительный продюсер
Стивен Мейцлер
Оператор-постановщик
Карлос Рафаэль Ривера
Композитор оригинальной музыки
Gabriele Binder
Художник по костюмамer

Рекомендуем 19

Острые предметы
2018, США, Детективы, Драмы, Криминал, Триллеры
Призрачная башня
2018, США, драма, история
Удивительная миссис Мейзел
2017, США, Драмы, Исторические, Комедии
Охота на Унабомбера
2017, США, Детективы, Драмы, Криминал, Триллеры
Маньяк
2018, США, Драма, Комедия, Фантастика
После жизни
2019, Великобритания, Комедия, Сериал
Лунная база 8
2020, США, фантастика, комедия
Разрабы
2020, США, Фантастика, Триллер, Драма
Уловка-22
2019, США, боевик, триллер, драма, комедия, приключения, военный
Отыграть назад
2020, США, триллер, драма, детектив
Матрёшка
2019, США, комедия, драма, фантастика, детектив
Отмена
2019, США, мультфильм, фэнтези, драма
Утреннее шоу
2019, США, драма
Невероятное
2019, США, детектив, криминал
Бортпроводница
2020, США, триллер, драма, комедия, детектив
Бледный конь
2020, Великобритания, Детектив, Драма
Тед Лассо
2020, США, комедия, спорт
Король тигров: Убийство, хаос и безумие
2020, США, Криминал, Документальный, Биографический
Призраки усадьбы Блай
2020, США, драма, мелодрама, ужасы

Похожие 21

Безумцы
2007, США, Драма
Блудливая Калифорния
2008, США, Драмы, Комедии
Доктор Куин: Женщина-врач
1994, США, Вестерн, Драма, Семейный, Сериал
Бэтмен: Рыцарь Готэма
2008, США, Аниме, Боевик, Криминал, Мультфильм, Триллер, Фантастика
Джейн Эйр
2006, США, Драма, Мелодрама
Сестра Джеки
2009, США, Драма, Комедия, Сериал
Монстр
2004, Япония, Аниме, Детектив, Драма, Мультфильм, Сериал, Триллер
Молодой Морс
2013, Великобритания, драма, криминал, детектив
Железная хватка
2010, США, Вестерн, Драма, Приключения
Наруто [ТВ-1]
2002, Япония, аниме, мультфильм, боевик, фэнтези, комедия
Лемони Сникет: 33 несчастья
2017, США, Драмы, Приключения, Семейные, Триллеры
Ты, Я, Она
2016, США, драма, мелодрама, комедия
Большая маленька ложь
2017, США, Детективы, Драмы, Криминал
Это мы
2016, США, драма, мелодрама, комедия
Тёмные начала
2019, США, фэнтези, драма, приключения, семейный
Рассказ служанки
2017, США, фантастика, триллер, драма, сериал
Энн
2017, Канада, Драмы, Семейные
Пенниуорт
2019, США, боевик, драма, криминал
Детка
2018, Италия, драма
После нашей эры
2013, США, Боевик, Приключения, Фантастика
Эйфория
2019, США, Драмы

Отзывы к сериалу 7 из 10

Ваша оценка
Напишите хотя бы пару слов о сериале
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Основную часть времени унылое уныние сочилось из сериала как варенье из пирожка. Словно зрителей погружают в сонный транс, путём скучного пересказа жизни такой же скучной главной героини. Уделяя внимание никому не нужным подробностям, начиная от потеков месячных и поиска прокладок, заканчивая как главная героиня сидит слева, справа, смотрит туда-сюда, лежит и так, и эдак. А потом нас будят, когда НАКОНЕЦ-ТО пролетают книги и турниры по шахматам, и становится хоть немного интересно. Чтоб на фоне пустого, партии выглядели лучше, чем есть на самом деле. А партии тут всегда халтурно обыграны.

А что дальше? Героиня просто практически всегда выигрывает. Всё. Так же в сериале нет умных диалогов, реплик, интеллекта, актерского надрыва или на худой конец юмора. Серая, поверхностная и предсказуемая подростковая мелодрама с претензией, и плохой имитацией игры в шахматы.

О главной героине и актрисе. Самоуверенная и одичалая в начале девочка со временем просто научилась краситься, и нам подают глянцевость и пафоса по больше. И партии уже не партии, а к концу так совсем заигрывание со зрителем путем хлопаньем ресничек и надутых губ. А где же игра и подобие мыслительного процесса? Я видел достаточно фильмов о сильных, «крутых» женщинах, но чтоб так топорно сыграно — впервые. Аню Тейлор-Джой наблюдаю впервые, но думаю что как актриса она слаба и тянет своей внешностью, при том на любителя. Коим я, не являюсь.

Почему же этот сериал имеет такой рейтинг? Предполагаю женской половине понравилось из-за прототипа якобы железной леди, побеждающую мужчин, в то же время которые её восхваляют. А вот зрители-мужчины скорее просто «обабились», ну и будоражит образ девочки-бэмби без особых запросов, но «сильнее» и успешнее их. Во вторых: сериал очередной попкорн для пипла.

И проблема даже не в том, что никогда американки не были чемпионками мира по шахматам.

И не в том, что советские чемпионки мира по шахматам были героическими женщинами, кроме всего прочего.

И даже не в том, какими темными свинарниками показаны советские здания — дворцы культуры, и каким дикими штампами обильно политы советские же шахматисты и простые люди.

Фильм плох с точки зрения кино. Очень легко играть психопатку, потому что псих — это лучший штамп в сознании любого человека. Куда сложнее из психопата, из образа неадекватной личности, вытащить живого, страдающего и смеющегося человека.

У Хью Лори в «Хаусе» это получилось.

У Ани Тейлор-Джой — нет.

Её героиня плоска и картонна. Не спасают ни многочисленные флэшбэки, ни куча бредущих вокруг актёров вторых планов, пытающихся хоть как-то довести до зрителя причины и следствия её поступков. Единственная роль, которая сыграна по-честному, объёмно — роль матери главной героини.

Остальные герои вводятся, как в кино типа «Дивергента», от полной импотенции режиссера. Хуже того: в оригинальной книге эти персонажи выглядят куда живее! Почему так случилось?

В остальном фильм снят очень достойно, по крайней мере камера, звук и музыка очень хороши.

…Вы тоже после просмотра «Хода королевы» ринулись судорожно искать запыленную шахматную доску и решать задачи на форумах? Или, наконец, заучили названия фигур? Что ж, тогда у вас обнаружен заразный эффект Netflix.

Для тех, кто не смотрел, пару слов о сюжете: «Ход королевы» повествует об истории становления 9-и летней сиротки в гениальную шахматистку. На протяжении 7-и серий Бет предстоит преодолеть как и сильнейших шахматных игроков мира, так и жизненные проблемы.

Вероятно каждый зритель, заинтересовывался: кто такая Элизабет Хармон? Так вот, Бет — вымышленный персонаж. Слегка разочаровывающий факт. Но в то же время становиться ясно, насколько реалистично, правдиво снят сериал. Во всяком случае, первые серии.

Ближе к финалу сюжет начинает влечься к патовой ситуации, становиться предсказуем и по большому счёту сводиться к победе или поражению на Чемпионате Мира. «Эндшпиль» сильно разит диснеевской сказкой, но всё же, вызывает радостные эмоции.

Затмевают ли эти недостатки положительные стороны сериала? Отнюдь нет. На самом деле, «Ход королевы» — мотивирующий сериал, который показывает, насколько неожиданным образом могут раскрыться таланты человека.

Конечно, один из столпов становления великих людей, это тема жертвы, отказа от бытовых радостей, счастья. Но то, как проблема раскрывается в сериале может послужить важным открытием для каждого.

На самом деле, в наших руках зачастую гораздо больше, чем кажется. Главная партия, как бы пафосно ни звучало, — партия с собой. На самом деле, совершенно не обязательно человек с блистательной карьерой — человек несчастный в личной жизни. Это лишь предубеждение, приводящее к цугцвангу.

После безответной любви Бет становиться всё более зависима от алкоголя. Саморазрушительное злоупортебление приводит к поражениям на важных матчах. Но, одолев зависимость, гениальная шахматистка возвращается к блистательным победам.

Нежные и в то же время симбиотические отношения с мачехой, первая влюблённость, дружба, способная заменить семью, поддержка людей, объединённых страстью к общему делу, уважение соперников — эволюция взаимоотношений делают сериал довольно живым.

Другая важная тема сериала — роль шахмат в психологии Бет. Как она говорит: шахматы предсказуемы, в отличие от реальной неконтролируемой жизни. Мне кажется, сценаристы допустили ошибку: эту мысль не стоило вкладывать в уста главной героини, оставив её для догадок, размышлений зрителя.

Но от этой ошибки мысль не становится менее ценной: комплексы, страхи трансформируются в болезненную увлечённость. Потребность реализации талантов занимают настолько неотъемлемую часть жизни, что порой легко стать её заложником, тенью, как и Бет чувствует себя в тени воображаемых шахматных фигур.

Но в данном случае увлечённость шахматами -спасительный эскапизм. Пусть то, что нас не убивает, придаёт нам силу, как пешке, дошедшей до края доски, выпадает шанс превратиться в более могущественные фигуры.

Подводя итог, скажу: несмотря на некоторые «проседания», «Ход королевы» оказался важным явлением в 2020 году. Возросший интерес к шахматам — большое достижение создателей сериала, актёрской команды. Им удалось показать этот вид спорта как волнительную, беспощадную игру не только на доске, окрашенной в два цвета; эта игра — вечный вызов себе.

«Sigrayem?»

8 из 10

Если бы не огромное количество восторженных отзывов, то я бы назвал данный сериал удачным, т. к. нельзя не отметить классную картинку, звук и отличную игру многих актеров.

Также если Вы не будете задумываться над его содержанием и сценарием, то Вы безусловно получите огромное удовольствие от его просмотра, а в некоторых моментах — Вы вряд ли сдержите свою широкую улыбку или увлажнение Ваших глаз.

Но при внимательном взоре, от Вас вряд ли укроется его клишивость и слабость сценария. Создается персонаж «Полусумасшедший гений» (нет никакого реального прообраза) — талантливый ребенок, случайно выживший в автокатастрофе, который никому не нужен — ни своим родителям (мама страдала психическими расстройствами и погибла в автокатастрофе), ни другим окружающим людям (девочка после катастрофы попадает в приют для сирот), и где ей, на фоне экспериментальной медикаментозной терапии и ее уникальных способностей, по случайности открывается мир шахмат. Игра в шахматы становиться единственной страстей в ее жизни, а ее главная цель — победить всех игроков, в особенности лучших шахматистов того времени — русских. Далее в течение всего сериала (в основном) героиня будет разрываться между алкоголем с наркотиками и игрой в шахматы. Никакого развития персонажа по мере движения его к своей главной цели — просто на неделю бросила бухать и победила чемпиона мира, который тренировался всю жизнь.

Основная проблема сериала, что все кардинальные события в сериале случаются случайно: увлеклась шахматами — при этом никто ей не прививал эту любовь, никаких кумиров, увлёкших ее, у нее не было. Она уходит в запой безо всякого повода, и также из него выходит. Влюбляется на всю жизнь за 15 минут, но при этом как перчатки меняет сексуальных партнеров (и это в 60г в американской глубинке, воспитываясь в строгом религиозном приюте). Случайным образом вдруг появляются помощники, которые в самый нужный момент предлагают ей помощь в решение неразрешимых задач и т. п и т. д.

Явно вырисовывается образ, который хотели показать, а многие хотели его увидеть — сильная, талантливая женщина, которая легко превосходит мужчин. И все «ее окружающие» мужчины (достаточно талантливые опытные спортсмены), готовы ей легко сдаться (достаточно одного проигрыша) и стать ее верными пажами. Что «очень мило» — что все пажи были «награждены ею сексом».

Большинство основных мужских персонажей вызывает сочувствие — они либо уже не могут («старики»), либо ей в чем-то уступают, за исключением главного ее антагониста — «Злого гения советских шахмат».

Сам Советский союз, его граждане и жизнь в стране показана очень карикатурно, как будто фильм создавался во времена Холодной войны и у авторов не было возможности получить реальной информации о жизни в стране («Парфенон хотя бы пару серий, посмотрели бы»???). Практически лубочные медведи, гуляющие по улицам Москвы, но которым ВСЕМ(!!!) вместо балалайки скотчем примотали шахматы («Чернобыль» на его фоне — документальное кино просто).

А самый крутой «ее козырной туз» — ее подруга темнокожая американка, которая появляется как джин из бутылки (опять же в самый нужный момент) и решает все ее ментальный, психические и финансовые проблемы. При этом она тоже self-made women, которая умеет получать от мужчин все что ей надо. Одной рукой держит их за причинное место, а другой одновременно борется за права женщин и темнокожих.

Как я и писал ранее, если особо не задумываться над содержанием сериала, развитием и логикой взаимодействия персонажей, то сериал доставит Вам достаточное кол-во позитивных эмоций. И на фоне большинства российских фильмов и сериалов — шедевр.

7 из 10

P.S> Удивляет реакция некоторых шахматистов, которые данный сериал назвали удачным, то ли других фильмов про шахматы вообще нет, то ли теперь все боятся критиковать «феминистические фильмы».

Каким-то образом я упустил выход этого сериала. В этот момент вражеский ферзь нанёс мне сокрушительный удар. Шах и мат. Теперь мне придётся писать рецензию, когда это сделали уже абсолютно все.

Вот существуют идеальные сериалы. Составляющие просты: хорошая история, прекрасно раскладывающаяся на эпизоды; живые персонажи в необходимом количестве и, конечно же, стиль. Словом, «Ход королевы» — это и есть сами шахматы. Мир, заключенный в 64 квадрата. Или в 7 серий.

Перед нами жизнь Бет Хармон (Аня-Тейлор Джой), гениальной шахматистки. Она попала в детский дом в раннем возрасте, и познакомилась там с чудесным индийским изобретением — игрой, сталкивающей умы в равной схватке. Через какое-то время она поразит всех своими навыками, а мы будем не отрываясь наблюдать её путь.

«Ход королевы» — это мини-сериал, за которым чувствуется как огромный шахматный базис (автор первоисточника был очень увлечен этой игрой), так и в целом это произведение, которое увлекает настолько, что расставлять фигуры на деревянной доске захочется уже после первого эпизода. Это удивительно стильное, прекрасное и грациозное шоу.

Аня Тейлор-Джой здесь обозначает сложного персонажа. Такого же, как и другие гении: асоциального, затерянного в своём собственном мире. И получается у неё это великолепно.

Можно без заззрения совести сказать, что «Ход королевы» — это один из лучших мини-сериалов в истории.

В наше время киношники снимают сериалы намного интереснее фильмов, и казалось бы, что о шахматах еще не создано ничего. И вот в этот момент подсуетились создатели и выдали сериал, взлетевший в рейтингах в топ-позиции. Всю жизнь я скептически относился к этому и часто я ошибался — сериалы оказывались спорные, но качественные. В случае «Ход королевы» трудно найти что-то привлекательное, поскольку фильм тяготеет к шаблону. Изучая давно эстетику современного кино, я уже привык к планам и декорациям, перетакающим из одного фильма в другой. Они именуют это ретро, но, если окунуться поглубже, то станет понятно, что между декорациями 60х и декорациями современности много общего — всё тот же приглушенный свет, всё те же обои, все та же мебель подобранная в соответствии с каждым элементом в кадре. Тщательная расстановка вещей, нарочитый лоск убивает весь дух хаотичной поры. В эпоху Apple, IKEA, Zara, HM люди привыкли к тому, что у всех одни и те же вещи, а значит всё выглядит одинаково, а значит 60е одного фильма будут копией 60х другого фильма. Хотелось бы, чтобы современная молодежь посмотрела кинематограф 60х, чтобы понять, насколько там все было по-другому. Но это еще полбеды.

Вся ответственность за невнятную картину лежит на сценаристах, которые не определились, что им снимать — фильм о шахматах или же драму одного человека. Нам показывают девочку вундеркинда, которая спустя месяц игры обыгрывает взрослых людей, причем не смотря на доску, а действуя по памяти, и тут же показывают людей, которые относятся к ней как к зверушке, которая должна что-то заслужить. Может после «Одержимости» эффект дрессировки отложился у многих деятелей кино, но в жизни всё не так прямолинейно. Кроме этого трудно представить, что девочка пропадет из виду на неопределенное время и только в возрасте 13ти лет снова начнет свой путь шахматиста, обыгрывая одного-другого-третьего. Камера концентрируется весь сериал на актрисе, а другие актеры не более чем массовка с Чуком и Геком, с красавцем мужчиной, и с одиноким ковбоем, у которого все время одна одежда и он гонит философию из разряда «сейчас я всех научу». Как сказал бы Холден Колфилд: «и весь этот puke». Набора стереотипов в фильме хватает. Не обошлось и без КейДжиБи, потому что, кто как ни русские главные соперники американцев по шахматам (что в прочем-то верно в историческом контексте, но совершенно необязательно для истории).

В 80х был мини-сериал «Если наступит завтра» и небольшой эпизод с игрой в шахматы главной героини. При том, что там были и русские и поляки, даже тот фиктивный эпизод игры смотрелся интереснее, чем вот это всё. Кинематограф создан для того, чтобы рассказывать и показывать интересные вещи, а не шаблоны пустых диалогов. Отсмотрев пять серий пришел к выводу, что можно ограничиться только одной — мнение после 4х других не изменилось.

Когда я читала описание к сериалу, и думала — смотреть или нет, ничего не предвещало моего дикого интереса, потому что:

а) я плохо играю в шахматы

б) я не особо верю в то что про шахматы можно снять что-то интересное, особенно, если я ничего в них не смыслю, кроме правил (это убеждение осталось в прошлом)

в) это не «Sex & the City»

Но, я все же начала, и с первых же минут поняла, что, ок, это не только про шахматы. Точнее, это про шахматы, но, играет в них не совсем обычная девушка. Во-первых, главная героиня (Аня Тейлор-Джой) на столько мила, что на нее хочется смотреть просто по умолчанию. Она может сидеть в кадре и не делать абсолютно ничего, и все равно это будет красиво.

Во-вторых, актерский состав в целом очень приятный, не бесит ни повзрослевший Дадли из ГП (хорошо, хорошо, его зовут Гарри Меллинг), ни малыш из самого прекрасного рождественского фильма » Реальная Любовь» (Томас Сенгстер) — он правда уже вырос, и в сериале играет очень забавного супер-пафосного гроссмейстера, возможно усы или шляпа были лишние, но, давайте будем толерантны, все могут носить что хотят.

Но, больше всего мне понравилась картинка. И вот, сижу я за завтраком в Берлине, и вдруг, я узнаю знакомый магазин, я определенно в нем была здесь. Оказалось что это и правда один из моих любимых магазинов секонда в Берлине «Humana». Далее все становится еще прекраснее. Не буду спойлерить, но, все таки русские шахматисты славятся на весь мир, и Москва как-то должна была фигурировать в сериале. Снимали Москву полностью в Берлине на улице Карла-Маркса. Был момент, где нужно было показать Париж, собственно, с этого начинается сериал, чем захватывает тут же. Я еще подумала — блин, как красиво. Оказалось, я могла забежать в этот Париж за кофе еще год назад, ведь это снято на главной модной улице Берлина на Курфюрстендамм, в Кафе, которое, к сожалению, теперь закрыто. Главная героиня была из Америки, и чтобы показать университеты того времени, пришлось задействовать Протестантский университет прикладных наук в Берлине (ну и парочку фильтров наложить конечно). Там же есть и Мексика, снимавшаяся в одном из ресторанов Берлина (здесь вообще богемный дух 50х годов выглядит фантастично).

В общем, этот город заставил себя удивить. Он действительно помогает совершить небольшое кругосветное путешествие, и оказаться ха один день в России, Америке и конечно Европе. Так что, всем счастливчикам из России, кто собирается отлеживаться дома все новогодние праздники настоятельно рекомендую прогуляться по Берлину с сериалом «Ход Королевы».

10 из 10

Лишь повзрослев Бэт понимает, что мир не без добрых людей, хотя по пути попадаются разные, которых не выкинуть из своей головы, но ребёнком, да ещё травмированным судьбой, она смотрела вокруг иначе, цепляясь взглядом за то да сё. Но к чему бы она пришла, если бы не увидела сторожа за доской с шахматами, если бы он просто отвернулся от неё и послал вон, а не уступил детской настойчивости в расчёте найти себе хоть какого партнёра.

И так далее: с подругой Джолейн, приёмной матерью или с шахматными противниками, с желанием записывавшимися к ней в друзья, сохраняя то, что стирали с лица детдомовское начальство — индивидуальность, пробивающуюся против воли воспитателей, давая полную волю таланту править фигурами на доске и собственной жизнью, решая что делать, с кем и когда, чем мотивирована Тейлор-Джой, проникающаяся нюансами творческого и личностного становления своей героини, преображающейся из импульсивного подроста в рефлексирующую девушку, разменивающую отчуждённость на общение.

Алкоголь и «колёса», к которым рано пристрастилась юная Бэт, являются опорой авантюризма, к которому склонен шахматный гений, склонный к неожиданным решениям, прокладывающим путь многим приключениям, о которых потом ей приходится сильно жалеть, но не нам, зрителям, наблюдающим за мельканием фигур, движимых её неудержимым вдохновением.

Скучное состязание унылых сидельцев раскручивается в динамике мелькающих карт игрального автомата, где мысленное соревнование становится реальной дуэлью с рискованными выпадами и разящими уколами, а победа открывает Бэт двери в клуб посвящённых в искусство комбинационной игры, открывая ей недоступную до сих пор силу коллективизма, чтобы не уступить русским.

В корне своём это излюбленная история человека, который сделал себя сам, о счастливом случае и удаче, приходящей сквозь тернии и сомнения, избавляя от прежних «слабостей» того, кто уверен в превосходстве собственных сил: Тейлор-Джой отлично преодолевает пороги трансформаций Бэт из дерганой девчонки в целеустремлённую личность, извлекающую пользу из своих поражений, чему немало способствуют побеждённые ею соперники, связанные общей любовью к интеллектуальной игре — роли не столь большие, но значимые, как и соединяющие эпизоды шлягеры тех давних времён, когда сто долларов считалось за капитал, а тысяча — как состояние.

Дома, конечно, картонные, улицы нарисованные, но азарт настоящий, и тут кстати Сэнгстер в ковбойском плаще, да и страстные товарищи, приносящие знания и разделяющие с ней свой опыт, на которых отчаянно везёт беспечной девчонке, неуёмно смешивающей секс, таблетки и алкоголь в навязчивом стремлении стать лучше, аполитично отвергая предложения стать антисоветской звездой, что важно в русской части приключений Элизабет Хармон, устремляющуюся в советскую столицу, чтобы открыть для себя культ шахмат с восхищёнными поклонниками, встречающими её у входа и рядами столов в парке, где люди парами сидели за шахматной доской, — наиболее правдоподобная часть её визита в Москву, где мрачный игровой зал похож на сводчатые просторы рыцарского замка, а на десерт мальчик — официант предлагает гостье крепкую выпивку — вещь невозможная не потому, что он не мог этого предложить, а потому что подросткам не давали при советах работать.

Другое дело — схватка с русским Борговым, которая представлена не вызовом системе, а всепоглощающим стремлением к совершенству, и в ней уже нет места клюквенному морсу — газетчики напишут своё, но только проигравший знает истинную силу своего противника, поэтому ритуальная сдача павшего Короля облекается в форму посвящения, делая явью сказочную мечту, которую лелеют в себе миллионы других талантов.

О фильме: Самый популярный мини-сериал в истории Netflix.

Сюжет: Триумфальный путь гениальной шахматистки Бет Хармон в Америке 1960-х.

Мнение: Кто бы мог подумать, что самым популярным мини-сериалом в этом году станет спортивная драма… о шахматах.

«Ферзевый гамбит» (в нашем переводе «Ход королевы») это не реальная история, Бет Хармон создал американский писатель Уолтер Тевис в своем одноименном романе. Писатель с детства увлекался шахматами, играл на среднем уровне и участвовал в различных турнирах. При написании книги консультировался с известными шахматистами. Книга вышла в 1983 году, за год до смерти писателя.

В начале 1990-х сценарист Аллан Скотт приобрел права на экранизацию романа и написал сценарий. В главных ролях должны были сниматься Эллен Пейдж и Хит Леджер, но после гибели последнего, проект отложили. Далее за дело взялся Скотт Фрэнк («Марли и я», «Логан»), он переработал сценарий и предложил его Netflix. И вот, 23 ноября, Netflix объявил, что «Ход королевы» стал самым популярным мини-сериалом в истории стриминг-сервиса.

Хоть история и вымышленная, но она смотрится настолько убедительно, что многие после просмотра начинают гуглить информацию и немного разочаровываются. Я же считаю, что это огромный плюс всей съемочной группе. И, действительно, сил, чтобы всё выглядело достоверно, вложено немало. На съемочной площадке присутствовали в качестве консультантов шахматный тренер Брюс Пандольфини (в 1980-е он помогал Тевесу с романом) и чемпион мира Гарри Каспаров. Изначально и Аня Тейлор-Джой хотела заниматься с тренером по шахматам, но из-за плотного графика ей это не удалось. Поэтому каждую шахматную партию актриса заучивала непосредственно перед съемками.

Также создатели сделали невозможное: сделали шахматные партии — довольно однообразное и статичное действие — захватывающим противостоянием, которое держит в напряжении все 7 серий. Да, история довольно стандартная для спортивной драмы: становление спортсмена, преодоление препятствий, проигрыши и победы, финальная битва. Но операторская съемка, ракурсы, цвета, саспенс и реалистичность делают свое дело — фильм держит внимание.

И немного о главной актрисе. Если честно, мне Аня Тейлор-Джой не нравилась еще со «Сплита», там она безжизненная и угловатая. Но в этом сериале она раскрылась. За ее игрой интересно наблюдать, она сделала героиню харизматичной, живой, со своими слабостями, а эти взгляды, в которых виден весь спектр эмоций! Кстати, прически и одежду для героини Аня также выбирала сама.

В итоге: Количество Google-запросов о шахматах достигло рекорда за последние 9 лет, а в eBay сообщили, что за 10 дней после премьеры шахматные доски стали искать чаще на 237%. Сериал сделал свое дело — шахматы снова в моде!

9 из 10

«В шахматах нет ничего антихристианского и ничего антимарксистского. Шахматы вне любых идеологий» Уолтер Тевис «Ход королевы»

Не бойся этого слова, «Ход королевы» — лучший сериал 2020 года. Восхищаешься — обоснуй, поэтому просто перечислю незамысловатые краеугольные камни успеха проекта:

1. Минимальное отступление от буквы закона — в нашем случае от романа Уолтера Тевиса «Ход королевы», расхождения минимальны (можно сосчитать по пальцам) и не влияют ни на сюжет, ни на эволюцию героини. Все выверено до мелочей, все фигуры на этой доске всегда выстроены правильно, в соответствии с законами гармонии.

2. Любовь к делу причастных к созданию сериала. Она незримо присутствует в каждом кадре, как бы банально это ни звучало. Взять только тонкости подготовки Ани Тейлор-Джой к исполняемой ею роли (выбор прически, одежды, заучивание шахматных партий, опять же, любовь к роману).

3. Причастность Netflix, обеспечивающая свежий, стильный и сочный продакшн. Кто бы что ни говорил, нереально умалять значение этой компании для мировой киноиндустрии.

«Ее ум был ясен и остр, а душа пела в лад с изысканными движениями шахматных фигур» Уолтер Тевис «Ход королевы»

Можно до бесконечности и в равной степени восхищаться как Аней Тейлор-Джой, так и воплощенной ею героиней. Партию за партией, серию за серией мы наблюдаем за эволюцией Элизабет Хармон. В процессе ее раскрытия новыми красками начинает играть ряд проблем: гений и зависимость, гений и безумие (не говори, что не вспомнил историю о Моцарте и Сальери, видя «интуитивный» подход героини к игре), болезненное стремление к победе (яростное неприятие поражения), преодоление психологической травмы (здесь, видимо, создатели намеренно эксплуатировали тему влияния детских переживаний на поведение в будущем), любовь и цель на чашах весов (перевес одной из гирь самоочевиден).

«Это факт. Марксистско-ленинский факт»

Что и говорить, затронута даже околорелигиозная и околополитическая проблематика. Удивительно, что Россия (СССР) в сериале представлена совсем не в черном цвете (здесь не будет злобного русского олигарха Андрея, вспомним недавний «Довод»). Советский гроссмейстер Василий Боргов (Марчин Дорочиньский) — фигура на этой доске донельзя загадочная, страстная и притягательная. Единственное, что смущало глаз в «советском» эпизоде (субъективно), — излишне картинные московские декорации, налет искусственности и «бомжеватость» советских шахматистов на улицах Москвы (при этом понятно, что создатели хотели одновременно показать и самобытность, и простоту по сравнению с именитыми шахматистами, но выглядело это не совсем естественно).

К слову, о других «соперниках» Бет Хармон. Гарри Меллинг в роли Гарри Белтика остался неузнанным (хорошая попытка, Дадли), аплодирую стоя, идеальное перевоплощение. Д. Л. Таунс (Джейкоб Форчун-Ллойд) будто бы в буквальном смысле вышел из книги — и такое ощущение возникает не столько из-за блестящей игры, сколько из-за чертовской привлекательности актера, который и впрямь «выглядел как кинозвезда». Бенни Уоттс в лице Томаса Сэнгстера воспринимался крайне сложно вовсе не из-за профессиональности актера (в ней сомневаться ни на секунду не приходилось), а из-за того, что видишь в нем не взрослого мужчину с усами, а мальчика Сэма из «Реальной любви» и Жойена из «Игры престолов», например (несмотря на это, блестяще передал одновременно и отстраненность, и чувственность своего персонажа).

В заключение нельзя не упомянуть о значимости и значении «Хода королевы». Продажи шахмат выросли на 48 %, в Google запрос «как играть в шахматы» достиг рекордного уровня за 9 лет, роман Уолтера Тевиса попал в список бестселлеров спустя 37 лет после его выхода. Таким образом, проект, не только ставший рекордным по количеству просмотров пользователями платформы Netflix (что говорит о живом интересе к происходящему на экране), но и мотивирующий к саморазвитию, определенно заслуживает место в папке «просмотренные» или даже «любимые».

Сыграем в шахматы?

Чем меня удивил этот сериал, так это рейтингом.

Если первую серию я еще сопереживала маленькой девочке, то уже начиная со второй силилась понять, почему же зрители так восхищаются этим сериалом. Досмотрела до конца, но так и не нашла разгадки.

В качестве канвы мы имеем историю, прекрасно подошедшую бы диснеевской сказке. В центре повествования — девушка мультяшной внешности и с тяжелой судьбой. В самые темные минуты своего детства она обнаруживает у себя дар и начинает развивать его. Становится сильной и красивой, доводит свой дар до супергеройского уровня и крушит соперников направо и налево. Конечно, не обходится и без трудностей, но решаются они как по мановению волшебной палочки: всегда найдется тот, кто сделает для нее невозможное.

Но эта сказка очень современная: наша героиня сильная независимая феминистка, алкоголичка, сидит на транквилизаторах и меняет любовников как перчатки.

О чем этот сериал? Какие чувства он должен вызвать?

О шахматах? Не знаю. Я здесь совсем не сильна, и пусть техническую часть оценивают профессионалы. Но мне кажется, жизнь шахматистов здесь показана с той же достоверностью, что и советские граждане, восторгающиеся победой иностранного шахматиста над своим гроссмейстером.

О мотивации и борьбе? Ее проблемы решаются как-то сами собой. А саму девочку бросает из огня да в полымя — то она помешана на шахматах, то идет куралесить с едва знакомой девицей перед важнейшим турниром.

А что же сама главная героиня? В чем заключаются ее поступки, кроме шахмантной суперспособности? В социофобии, алкоголизме и случайных связях. Я больше ничего не увидела.

Аня Тейлор-Джой, конечно, мила и нестандартна, но не более того. Ее лицо почти весь сериал выражает одинаковый надменный образ, который к последней серии уже набивает оскомину. Ее персонаж не вызывает сопереживания, я даже уставала от нее. Гораздо больше проникаешься ко второстепенным персонажам, которые хоть и не такие уникумы, но тоже переживают трудности и умудряются оставаться человечными.

Справедливости ради, в сериале есть и плюсы.

Есть действительно сильный драматический эпизод — газетные вырезки на стене у мистера Шайбела.

Понравилось, как показаны советские шахматисты. Достойные, серьезные люди. А как Боргов обнял нашу горемычную после финального турнира — вот прям человечище.

Персонажи запоминающиеся, яркие, нестандартные. Ни одного «инстаграмного» лица.

Ну и картинка и звук, конечно. Красиво, атмосферно.

4 из 10

Моя первая игра в шахматы была с отцом. Это была короткая партия, где мне поставили детский мат. Помню, как это ущемило моё самолюбие. Вторая попытка была в детском лагере, где я записался на турнир по шахматам и по шашкам. В первой дисциплине меня разбил в пух и прах первый же соперник, а по шашкам я занял второе место. Моя судьба разошлась с шахматами, но уважение к этой игре сохранилось в сердце.

Сериал рассказывает не просто про доску и фигурки. Он окунул меня с головой в мир интеллектуального спорта. Показал людей, по-настоящему больных идеей. Спортсменов в полном понимании своего слова. Но не тех спортсменов, к которым мы привыкли, а к спортсменам логикам. Жестким и бескомпромиссным интеллектуальным логикам. Этой атмосферой наполнен весь сюжет, который повествует о жизни одного «вундеркинда» с самого детства и до момента триумфа. История выдуманная, но она настолько реалистично снята. Настолько наполнена деталями, что ты веришь в происходящее.

При просмотре я понимал, что это нереальные персонажи. Но они могли существовать. Это не просто выдуманная фэнтезя. Люди реально в 13 лет становятся чемпионами. Дети, которые уничтожают за шахматной доской взрослых. Замени в сериале имена на реальные, убери художественные повороты сюжета и получится реальная жизнь какого-нибудь шахматиста.

Но сериал, наверное, не был бы таким крутым, если бы в повествование не добавили огромное количество трудностей и событий из жизни Лизы Хармон. Ее срывы, беды, переживания и радость. Сложности, с которыми она сталкивалась.

Очень понравилось как показали СССР. Наверное, одно из лучших камео нашей страны в зарубежных фильмах/сериалов. Ибо они не стали накидывать на вентилятор ложь Солженицына, которым сейчас кормят даже наших детей в школе. Они показали то, что было на самом деле: огромное уважение страны к спорту. Там где в Америке шахматисты перебегали из одной конуры в другую, хоть и зарабатывая на выигрышах. В СССР была создана мощная машина, где люди действительно увлекались, где были созданы все условия для развития и поиска талантов внутри страны. Люди играли в шахматы даже во дворе. Матчи транслировались по радио. А наши лучшие шахматисты летали по всему миру на гособеспечении.

И в этом плане СССР послужил отличным «антагонистом» для героини фильма. Нечто далекое, могущественное, непобедимое, чему способен дать отпор только невероятный талант или чудо. После просмотра я еще раз посмотрел списки чемпионов мира и оказалось, что там до конца века везде были наши. Алёхин, Ботвинник, Смыслов, Таль, Петросян, Карпов, Каспаров. Но примерно в период событий сериала (чуть позже) в реальной жизни реально появился некий Роберт Фишер из США, который выигрывал всех и вся. И в итоге смог стать чемпионом на некоторое время. Я так понял, что создатели сериала вдохновлялись его примером.

Сериал меня и увлекал повествованием, и заставил расстроиться в одной из сцен (скупая мужская слеза), и испытать радость и вдохновение. Гамму эмоций подарил мне этот сериал, добив великолепнейшим финалом. Боже, а та сцена, где главная героиня отказалась читать христианскую речь была просто божественной. Весь диалог, каждое слово безупречно из уст всех участников. Создателям сериала «Браво!».

10 из 10

Сегодня, по совету одного чудесного человека, я завершил просмотр мини-сериала «Ход королевы».

Готов ли я сказать, что теперь это мой любимый сериал… нет, наверное не готов.

Готов ли я сказать, что это стало моим любимым мини — сериалом и одной из лучших драм что я видел — да.

Если меня спросят о чем этот сериал, я не смогу дать однозначного ответа.

О шахматах? — Да.

О любви? — Да.

О смятении? — Да.

О важности дружбы и близких людей? — Да, да, да.

В нем вы найдете все, что только возможно захотеть увидеть в сериале.

Сложный и интересный главный герой? — Да.

Элизабет или Бэт Хармон — персонаж, с которым рождается связь с момента ее появления на экране. Как и у любого человека, у нее есть взлеты и падения. Она многогранна, интересна, умна и обладает врожденным чувством стиля, что особенно подчеркивается временными рамками сериала. Словно гадкий утенок, на протяжении всего сериала, Бэт расцветает, превращаясь в прекрасного лебедя. Помогают ей в этом ее друзья, можно даже сказать семья. Будь то Гарри Белтик — вице-чемпион Кентуки, ставший одним из лучших друзей Бэт или Бенни Уоттс — неотесанный ковбой с хорошими волосами, способный научить всем хитросплетениям быстрых шахмат или близнецы, которые всегда есть в нужный момент или же лучшая подруга Бэт — соседка по кровати Джолин, способная вывести из депрессии любого.

Конечно нельзя сказать, что дорога Бэт к успеху устлана лепестками роз. Она наполнена тяжелыми поражениями, трагедией, алкоголем, таблетками и беспорядочным сексом. Но тем она и прекрасна — сложностью и неоднозначностью… за ней интересно наблюдать и, в конце, невольно начинаешь становиться лучше сам. Во многом судьба Бэт схожа с шахматной партией — чтобы прийти к долгожданной победе, необходимо пройти сложный путь, наполненный множеством сложных комбинаций и ходов.

Так в чем же главная задумка этого сериала?

Не сдаваться. Поражения будут, путь будет сложен, но каждый способен справиться и выйти победителем. Мы можем гораздо больше чем нам кажется. Советы друзей, семьи, второй половинки, их поддержка и преданность — это и есть главный инструмент в наших руках.

Рассуждать о сериале можно долго, и каждый найдет в нем что-то свое.

Никакие слова не смогут описать весь сериал, его нужно смотреть и увидеть все самому.

Так что же, сыграем?

Приятное и редкое исключение, из всего что снимается в американской киноиндустрии, что русские в фильме показаны благородными, разумными и достойными людьми. В фильме, который снимался в 2020 году, только представьте себе!

Весь фильм о русских говорилось с придыханием и благоговением, ну а последняя серия, это прям хвалебная ода всему русскому — на нас не только стоит равняться, но мы еще и проигрываем с достоинством, а это ли не победа?! И этот фильм стоит посмотреть, только чтобы увидеть такое!

Аня Тейлор-Джой — просто красавица, все её хвалят, и не зря.

Томас Сэнгстер в роли героя-любовника, наряженный в костюм ковбоя с Дикого Запада, наверное для придания хоть какой-то маскулинности персонажу, это пожалуй, единственное, что вызывает, не раздражение, нет, недоумение это вызывает, с невольным комичным вопросом — «А чё, так можно было?»

История очень душевная, очень жизнеутверждающая, поэтому даже не хочу называть «сюжетом». Это история, рассказанная с любовью. Без мудрствований, но и не сказать, что «сказочка».

Просто посмотрите, и вам она понравится.

В общем сериал именно об этом — о страданиях юной шахматистки-алкоголички, которая к алкоголю перешла после транквилизаторов. Ожидания от сериала после позитивных отзывов были как от «Хикару-но-Го» только про шахматы, но здесь все очень и очень плохо. Все что мы узнаем о шахматах из этого сериала — «эта фигура ходит вот так, эта фигура ходит вот так», «у полей есть имена», «это называется детский мат» — это все в первых двух сериях, а далее «в этой книге про сицилианскую защиту написано 157 страниц». Собственно это всё. Буквально. Как именно выглядит этот детский мат показано так сяк, что такое эта сицилианская защита вообще ничего не сказано, а уж про ферзевый гамбит и подавно. То есть если вы не разбираетесь в шахматах на уровне Гарри Каспарова (который был консультантом в этом проекте!), то вы не поймете что там вообще происходит на доске и боюсь даже правил игры усвоить не сможете, не то чтобы какие-то сложные фишечки гроссмейстеров понять. Таким образом познавательная ценность данного сериала ограничивается информацией о том, что есть игра шахматы, она сложная и интересная, ну а дальше гугл в помощь.

Весь сериал мы смотрим на мало объясненные или вовсе необъясненные шахматные партии. Искры интеллекта при этом на лицах актеров наблюдать не приходится, зато есть покер-фейс и иногда другие эмоции, а однажды главная героиня даже заплакала (правда почему мы так и не поняли, ведь нам ничего не пояснили про шахматную суть этого эпизода, а только со скоростью света показали перестановку фигур на доске). Также мы видим как под действием транквилизаторов героиня тренируется в воображаемых партиях, а как только бросает их принимать тут же попадает впросак.

В остальное время наша мери-сью выпивает, пьет или бухает, танцует, лежит, сидит, читает книги про шахматы, иногда даже готовит еду друзьям (настоящая американская домохозяйка прям), а когда друзей нет, то идет есть в ресторан. Ах да, еще заводит пару случайных связей, и вспоминает о своей матери. Которая конечно же была психически немного (или много ?) больной, также как и ее приемная мать.

Только осознав, что вся эта история чистая выдумка (нет, не только сценаристов, есть роман на котором это все основано), можно понять почему все так плохо, и история движется от бухла к плохо показанным шахматным победам и обратно. И в конце… никуда не выруливает. Судя по финалу нашу героиню ждет прекрасное шахматное будущее и много выпивки и кавалеров.

Возможно стоило перевести сериал на русский как «шальная императрица»? Ведь это просто женское мыло…

За попытку

5 из 10

Что я могу сказать о «Ходе королевы»? Общее впечатление — шикарная сказка. Да, это именно что сказка, она же «фэнтази», ведь действие, судя по всему, происходит в некоей альтернативной вселенной, параллельной нашим 50-м-60-м годам. Поэтому ко всем сюжетным ходам данного произведения надо относиться именно как к сказке о суперталантливой девочке, которая шла-шла к своему триумфу и наконец-то пришла. И плевать, что на турнирах с её участием, судя по всему, вообще не бывает такого понятия, как «ничья», что шахматист такого уровня в то время просто не мог не участвовать в командных шахматных Олимпиадах (возможно, это просто осталось за кадром?) и т. д. и т. п. Всё это абсолютно неважно, ведь перед нами же сказка. Мы же не будем спорить о научном принципе антигравитационного полёта ступы Бабы-Яги или обсуждать техническую схему огнеметания Змея Горыныча?

Но это если говорить о фильме в целом, а что же по частностям? Сюжет, как и положено сказке, довольно прост и не заслуживает особого обсуждения (за исключением самого финала, но об этом позже). А вот персонажи — очень даже заслуживают. Аня Тейлор-Джой — просто украшение всего повествования, а уж её поистине «инопланетная» внешность и вовсе стала находкой для картины. Настолько точно передать характер главной героини — внешне беспристрастной, но с бушующим вулканом страстей внутри — это надо уметь. Я до этого не видел ни одного фильма с её участием, но теперь буду пристально следить за её карьерой. Надеюсь, что «Эмми»-2020 за лучшую женскую роль у неё точно в кармане.

Её проводники по ходу повествования, начиная от первого учителя-уборщика и кончая поверженным в финале чемпионом мира Борговым (никак у них не пройдёт эта дурацкая манера выдавать болгарские фамилии за русские), вполне достойно выступают на подыгрыше. Хотя, глядя на персонажа Сэнгстера, уж никак невозможно подумать, что перед нами неоднократный чемпион США по шахматам (да ещё явным прообразом которого выступал вечный внутренний оппонент Фишера Сэмуэль Решевский), скорее какой-то неуверенный в себе подросток, заигравшийся в ковбоя-злодея. Нет, сыграно тут достойно, но сам внешний вид, на мой взгляд, просто не попадает в типаж вообще. Впрочем, возможно, это так было задумано.

Ну и, под конец, о клюкве, куда ж без неё, родимой, если речь идёт об американском кино, в котором хоть как-то действуют русские. И вот тут всё очень даже неожиданно. Сериал снят с просто потрясающим уважением к СССР. Весь (!) фильм постоянно подчёркивается, что русские лучшие (в шахматах), что у них самая прогрессивная система (опять же в шахматах), потому что они не индивидуалисты, как мы американцы!

Далее, какие-то намёки на «тень кровавой гэбни», так и остались намёками, зато у нас тут есть специально приставленный к героине сотрудник ЦРУ (по легенде он из госдепа), ведущий себя именно так, как стереотипные КГБ-шники из современного отечественного кино и анекдотов («из номера не выходить», «все поездки по городу — только со мной», «там пресса, иди, скажи им, что после поездки сюда ты ещё больше гордишься тем, что ты американка» и т. д.). Ну и непосредственно финал — с очень жирным намёком, что героиня вполне могла остаться в СССР. Да, есть стюардесса, за которую авторов просто-таки нещадно отпинали, странный мальчик с водкой и явно современные латунные таблички у входа в гостиницу, но зато есть и абсолютно идентичные эпохе советские часы в номере героини. Да и вообще общее количество клюквы в фильме настолько ничтожно мало, что даже удивляешься.

P.S. Критикам, пишущим о том, что «откуда в Москве взялась толпа поклонников у никому неизвестной американки», советую обратиться к первоисточникам и посмотреть, сколько поклонников в СССР было у её прототипа — Роберта Джеймса Фишера.

P.P.S. Тем, кто пишет, что фильм следовало дословно перевести как «Королевский гамбит». К вашему сведению, дословный перевод названия фильма не «Королевский», а «Ферзевый гамбит» (королевский гамбит по-английски «the King`s Gambit», а не «the Queen`s Gambit»). Но тогда теряется заложенная в названии игра слов.

9 из 10

Я не удержался. Сериал уже давно лидер гонки. Бьет всяческие рекорды по просмотрам. Популяризовал вновь шахматы. Литературный первоисточник взлетел снова (после стольких лет) вверх в шорт-листах серьезных изданий. Долго я к нему примерялся. Как то тема не цепляла. Оставлял на потом. Ну вот это потом и наступило. Знаете, сериалы можно поделить на те, что смотришь на одном дыхании за день или пару дней и те, которые тянутся долго и ты их просто проползаешь мерным шагом. При этом не обязательно первые хороши, а другие нет. Помнится, как тяжело шли первые сезоны «Во все тяжкие» и как пролетел перед глазами «Декстер». А здесь величины не соизмеримы.

«Ход королевы» (будем называть его так) чудо как хорош. История не провисает ни на один лишний кадр. Все четко, точно и оправданно. Сложно себе представить, что драма о судьбе несчастной сироты с неимоверным талантом может быть такой стремительной и будоражащей. История то в стиле Диккенса и кажется абсолютно невероятной. Как можно выжить без царапины в аварии? Как можно пройти через испытания детского дома, а потом странной приёмной семьи и не сломаться? Как можно стать виртуозом в такой сложной игре, как шахматы? Как можно стать первой в мужском высоколобом мире шахмат, будучи юной барышней? Как можно практически одной избавиться от всех пагубных страстей? Как можно вообще быть такой гениальной? Ответ всегда один — чудо. Вот рождается один (или одна) такой на миллион, который гениален и при этом силен духом. Идет до конца и реализует то, что ему даровано. Пол здесь неважен. А важно другое, названий которому множество и все неверные. Мне нравится — чудо. Пусть так и будет. И в этом сериал схож с комиксами, где отдельные люди наделены невероятными способностями. Их главная задача обуздать эти дары и научиться пользоваться ими во благо.

Элизабет Хармон — настоящая супер-героиня. Сиротой проявила невероятный редкий дар. Когда слышишь все названия шахматных дебютов, варианты сицилианской защиты, Эндшпилей, голова идет кругом. Ну как можно это понять, запомнить и применить. Квантовый мир. При этом все вокруг настроено настороженно. Друзей почти нет. Взрослые побаиваются. Наркотическое пристрастие с детства. Тем не менее открытым к своему дару, дорога откроется. Вот находится первый учитель. Вот вдруг удочерили. Вот странная пьющая новая мама, оказалась верной помощницей (пусть и не безупречной). Вот нашлись и первые соратники, советники. Вот и первая лучшая подруга не забыла. Вот и первая любовь помогла залечить сердце. Вот и страшные русские шахматные гении оказались людьми. Все это происходит под молниеносные шахматные партии, когда невозможно поспеть взглядом на руками героев. Это просто снаряды, автоматные очереди щелчков шахматных часов и удары пешек о доску. До тех пор, пока поверженный король не оказывается в руках новой королевы.

Естественно, не обошлось без киноляпов. Уверен, что вряд ли шахматные партии проходят так стремительно. Пока все же люди не компьютеры. Советский Союз традиционно мрачен и слегка комичен. Клюковки в сахаре слегка добавили. Ну куда ж без нее. Однако бывает, когда это важно, а бывает, что нет. Вот не хочется из-за этого придираться.

Самое главное. Все это великолепие не сработало бы без самой королевы. Рецепт. Смешайте юную Скарлетт Йоханссон с юной Николь Кидман. Добавьте щепотку Кейт Бланшетт и немного Гвинет Пелтроу. Вуаля — Аня Тейлор-Джой. С таким рысьим взглядом нужно родится. Холодная сдержанность, зацикленность на идеальном, внешность ангела с мозгами демона. Вся магия сериала держится на ней. Она как животное, войдя в кадр все переводит на себя. Гипноз таланта и внешних данных. За ее карьеру я не беспокоюсь. Беспокоится надо современным кинодивам.

Знаете, а остальные актеры тоже не сплоховали. Мариэль Хеллер, актриса-режиссер, в роли приемной матери так пронзительно одинока в каждом кадре, что ее уход болезнен и для Хармон, и для зрителя. В прошлом совсем юные актеры Гарри Меллинг и Томас Сэнгстер (вечный мальчик) наконец то раскрывают мужскую взрослую харизму в лучших традициях английской драматической школы.

Благодаря всей команде сериала снова войдут в моду прически и одежда в стиле 60-х, бархат, кепи, береты, зеленый цвет, подводка на глазах, платья-футляры и бледная кожа. Хотя это никуда и не уходило.

Я не буду агитировать за просмотр сериала. Мне кажется, свой выбор в его пользу, все уже сделали. Осталось купить шахматы.

«Ход королевы», вышедший в этом октябре, показал лучший старт среди мини-сериалов Netflix и как следствие сразу же приобрел кучу фанатов, в том числе и среди тех, кто не особо знаком с древнейшей логической игрой человечества, ведь запрос в Google «как играть в шахматы» достиг наивысших значений за последние 9 лет. «Ход королевы» («The Queen`s Gambit» в оригинале) стал адаптацией одноименного романа Уолтера Тевеса 1983 года издания. Написал сценарий и целиком срежиссировал сериал Скотт Фрэнк — большой мастер сценарного цеха («Особое мнение», «Логан») и неплохой постановщик (сериал «Забытые Богом»). Главную роль исполнила неповторимая Аня Тейлор-Джой, обладательница интересной внешности с большими выразительными глазами и являющаяся стопроцентным попаданием в образ своей героини. Представить вместо нее кого-то другого, совершенно невозможно.

Оглушительный успех сериала вызывает массу вопросов и справедливое удивление стороннего наблюдателя. Шахматы — далеко не самая кинематографичная игра во вселенной и даже красивые визуальные решения с гигантскими шахматными фигурами, двигающимися по потолку, на который то и дело смотрит главная героиня или отменная операторская работа и выверенные монтажные склейки не в состоянии увлечь зрителя в мир гамбитов и миттельшпилей. Так в чем же причина такой популярности? Ответ может показаться притянутым за уши, но если отбросить первоначальный скепсис, то он покажется вполне убедительным и трудно оспоримым. «Ход королевы» — это фэнтезийный супергеройский сериал, основательно замаскированный под спортивную драму и умело использующий классический сюжет американского кино о человеке, сумевшим преодолеть себя и свои страхи.

9-летняя Элизабет Хармон становится сиротой после смерти матери и попадает в приют, в котором хмурый усатый уборщик с добрым сердцем внутри днями напролет играет в шахматы в своей подсобке. Юная Бэт лишь мельком увидит игру, но ее гениальный мозг сразу же проникнется причудливыми фигурами на манящей клетчатой доске. Девочке повезло, у нее талант к игре, который не купить в магазине и не натренировать в шахматной секции. Те, кто знаком с этой интеллектуальной игрой не дадут соврать, что дальше определенного уровня в ней не продвинуться без врожденных суперспособностей. Бэт неплоха в математике, но в шахматы как правило начинают играть в куда более раннем возрасте, поэтому можно сказать, что она получает этот дар (ну или раскрывает) совершенно случайно. А суперсила в американских комиксах именно так и дается. Хорошему человеку в трудной ситуации, познавшего горечь утраты и лишения.

Во второй серии Бэт взрослеет до 13 лет, ее удочеряют и у нее наконец-то появляется собственный дом. А чуть позже и первые деньги за победу на шахматном турнире. Это уже не супергероика, а классический пример американской мечты, архитипичная семейная идиллия в солнечных 60-х. Интерьер того уютного безмятежного времени играет на руку не только заставшим ту эпоху взрослым, но и нынешним подросткам, хоть геймерам, хоть нет. А вот способ достижения этой мечты снова выглядит лишь счастливым случаем. Ведь та легкость, с которой Бэт разделывается с соперниками, выглядящая столь непринужденной, столь естественной, передается и зрителю, сидящему перед экраном, создавая ощущение, что и я так смогу, что и у меня все получится, пусть не в шахматах, но определенно получится. Это ни в коем случае не упрек сериалу, а лишь констатация факта и разбор собственных впечатлений.

Также к супергероике и фэнтезийной составляющей можно отнести и дальнейшее противостояние Бэт с шахматными архизлодеями из СССР, главным из которых предстает безэмоциональный Василий Боргов в темном костюме. Безусловно, это обычная спортивная борьба, с вымышленными героями, вписанными в реальный шахматный мир тех лет, когда Союз и правда доминировал, а представители загадочной страны Советов все-таки внушают куда больше страха, нежели игроки-конкуренты из Америки. Ну и пол главной героини, тоже во многом говорит о нереалистичности всей истории, ведь она сражается за чемпионство не среди женщин, а среди мужчин, и такая ситуация куда больше похожа не на современную феминистическую повестку, отстаивающую права женщин, а на фэнтезийный мир, где закон не писан, и любой человек может быть кем угодно и делать все что ему вздумается.

Однако не стоит напирать на то, что Бэт сверхчеловек, а перед нами чуть ли не комикс. Это не совсем так. Во-первых, она много учится, читает тонны специализированной литературы, проигрывает партии в голове и готовиться к турнирам. Во-вторых, она не плоская героиня, а объемный персонаж со своими человеческими страстями. В-третьих, она играет в шахматы ради себя, а не ради какого-либо общественного блага. Тем не менее, без супергеройской основы, столь привлекательной и имеющей огромное значение для современной поп-культуры и, разумеется, для ее потребителей, не было бы этих, во-первых, во-вторых, и в-третьих, а Бэт, как и герои Марвел в финальной картине, которая на английском языке в подзаголовке имеет шахматный термин и называется «Avengers: Endgame», не смогла бы сыграть свой главный эндшпиль в карьере!

7 из 10

The Queen`s Gambit

Наши локализаторы перевели как «Ход Королевы». Очередной непонятный мне перевод, почему не Королевский Гамбит? Ведь тут же явно прослеживается связь с одноимённым дебютом. Видимо переводчикам шахматы были далеки.

Мне же было весьма интересно, смогли ли показать историю про шахматы живой, захватывающей. Мы знаешь много хороших фильмов про футбол, баскетбол, гонки — но это всё динамичный и понятный вид спорта. В шахматах всё по-другому. Не так просто заставить зрителя с упоением следить за шахматной партией, слушать про эндшпили, дебюты.

У Скотта Фрэнка получилось. Это сериал, от которого не можешь оторваться и хочешь смотреть все серии залпом. Захватывающая история(пусть и вымышленная) прекрасно раскрывает главную героиню, которую сыграла Аня Тейлор-Джой, ты сопереживаешь ей, ты веришь ей. Актриса сумела показать внутреннею борьбу, переживания. Меня удивила ее весьма неординарная внешность, её глаза, она буквально влюбляла в себя.

Практически в каждой серии мы наблюдаем изменения главного героя, не только взросление, но и личные переживания, страхи, слабости. Приют, в котором она росла подсаживает её на транквилизаторы. Пристрастие к Алкоголю. Личностные проблемы.

Один в поле воин, но какой ценой? Эта параллель проводится через все серии. Мать главной героини пытался одна воспитать дочь. Бет познавала всё в одиночестве. «Они всегда вместе, помогают друг-другу, мы же индивидуалисты, думаем, что справимся сами.» — слова Бенни Уоттс про советских шахматистов. Смогла бы она справиться с этой ношей сама?

«Она добровольно нырнула в эту страшную непроглядную пучину — теперь придётся найти опору, от которой можно оттолкнуться и выплыть на поверхность. Ей нужна помощь.»

Отдельно бы хотел сказать про то, как показали СССР в сериале. С одной стороны — не обошлось и без клюквы, ох уж это вечное КГБ.

Но с другой стороны — показано то, что к шахматистам относились как к героям. Тут она была действительно знаменитостью, звездой. Шахматные столы на улице, где постоянно играют люди. Такого нет и не было в Америке.

По итогу, мы имеем стильную и захватывающее историю, интересного главного героя, который меняется у нас на глазах.

9 из 10

Рекомендую к просмотру даже тем людям, кто никак не связан с шахматами, вам всё равно будет очень интересно и весьма вероятно, что к концу сериала вы захотите попробовать сыграть сами.

Невыносимо слушать этот розовый щебет вокруг этого недофильма.

Упоротая транквилизаторами шахматистка разносит всех соперников, как на поле в клеточку, так и в жизни.

И что? Кому сопереживать? Нет ни борьбы (ну, хотя бы за право заниматься любимым делом), ни внятного антагониста (спортивные состязания не берем в расчет, ведь заявлен жанр спортивная драма, а значит все соревнования лишь часть сеттинга.)

Почему все нужные люди сами приходят к героине и дают, что ей нужно в нужный момент?

Почему все конфликты спущены на тормозах? Мощные по своему потенциалу события никак не «выстреливают» ?

Досмотреть удалось лишь со второй попытки.

И я не увидела ни арки героя ни минимального наказания, как это бывает с антигероями в качестве протагониста.

Это не фильм, а стометровка — бежали, бежали и прибежали! Финито.

хороший сериал

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Ход королевы 2020 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

1950-е. Сиротка из приюта в Кентукки обнаруживает в себе невероятный талант к игре в шахматы, а также пытается бороться с наркозависимостью.